реклама партнерів:
Головна › Новини › Невідома Україна

"ГКЧП" на Чернігівщині мовою документів. Частина І.

Цей документ складено безпосередньо після подій 19-21 серпня 1991 року. В ньому знайшли документальне відображення події під час путчу "ГКЧП" на Чернігівщині і спроба їх дослідити. Факти і документи потрапили в цю Доповідь за ініціативою депутатів міської ради, що входили до демократичної депутатської групи "Чернігів". На сьогодні ця Доповідь залишається чи не єдиним документальним свідченням про події на Чернігівщині, що безпесередньо передували здобуттю незалежності Україною.
"Доповідь тимчасової комісії по перевірці діяльності на території м.Чернігова посадових осіб, органів влади, управління, громадських об'єднань і організацій у зв'язку з державним переворотом" на мові оригіналу оприлюднюється для широкого загалу вперше.
ДОКЛАД
временной комиссии по проверке деятельности на территории г.Чернигова должностных лиц, органов власти, управлений, общественных объединений и организаций в связи с государственным переворотом на основании Постановления Президиума Верховного Совета Украины от 26 августа 1991 года и VП сессии Черниговского городского Совета народных депутатов от 29 августа 1991 года
В состав комиссии избрано 22 депутата. Председателем избран Касперович С.Г., заместителями - Бабич В.И., Филиппенко В.М., секретарем - Соломаха С. В.
В работе комиссии приняли участие депутаты Бабкин А.Т., Зинченко Н.А., Дудко Н.А., Крысанов Ю.Н., Дейкун Н.П., Илляшенко Г.Г., Тюленев В.Г., Кидяев В.А., Шеремет Б.П., Следовский М.С., Веселов В.П., Саенко Б.Ф., Дворянков В.Л., Пахарь В.П., Мороз А.Ф. Быченок И.М., Щербов А.П.
Депутат Скрипка В.М., зам. прокурора области отказался от участия в работе комиссии.
Для оперативности работы комиссия разделилась на три рабочие группы:
I - по проверке горкома КПУ, горисполкома, горсовета, райисполкомов - во главе с Крысановым Ю.Н.
ІІ - по проверке госпредприятий связи, органов МВД, КГБ, прокуратуры - во главе с Бабкиным А.Т.
ІІІ - по проверке госпредприятий и учреждений, общественных объединений и партий, средств массовой информации - во главе с Зинченко Н.А.
Члены комиссии в период с сентября по октябрь в помещении горисполкома с 10.00 до 16.00 (т.7-24-71) постоянно осуществляли дежурство, а затем проводили заседания по мере необходимости.
С 16 сентября комиссия начала сотрудничать с областной временной комиссией, выполняла ее отдельные поручения в части действия должностных лиц на территории г.Чернигова.
Источники информации

В своей работе комиссия использовала следующие источники информации:
- результаты, полученные в ходе изъятия областной прокуратурой секретных документов, связанных с событиями 19-21 августа;
- документы, отправленные по фельдъегерской, спец. и другим каналам связи;
- входящие и исходящие документы, телеграммы, приказы, решения, распоряжения органов государственной власти, предприятий, учреждений, общественных организаций и партий;
- собеседования и опросы должностных лиц;
- заявлений граждан, материалы видеосъемок;
- материалы, полученные от областной комиссии и комиссии Президиума Верховного Совета Украины, других областных комиссий Украины и Беларуси;
- ответы на запросы комиссии и отдельных депутатов к областной и военной прокуратуре;
- материалы периодической печати.
Анонимные сведения комиссией не рассматривались.
Изъятие секретных документов работниками областной прокуратуры с участием депутатов областного и городского Советов проводилось в обкоме КПУ 27 августа, в областном УКГБ - 1 ноября, областном УВД - 9 ноября.
В обкоме КПУ текстов секретных телеграмм за период 19-21 августа обнаружено не было, так как по акту от 22.08.91г. они были уничтожены или отозваны в Киев. (Сведения областной прокуратуры).
В областном УВД секретные шифрограммы из МВД УССР и СССР, донесения и оперативные материалы, связанные с событиями 19-21 августа были уничтожены по акту 27 августа и 9 сентября 1991 года.
Задержка с уничтожением части материалов до 9 сентября связана с отзывом 25 августа МВД УССР части документов, которые затем были возвращены.
Секретные документы, поступившие в областное УКГБ, а также донесения и др. материалы, связанные с событиями 19-21 августа в соответствии с телеграммой КГБ СССР не уничтожились и были изъяты работниками областной прокуратуры в присутствии депутатов горсовета.
Комиссией установлено, что лента распечатки телеграмм на телетайпе главпочтамта за период с 19 по 22 августа из контрольного рулона вырезана и бесследно исчезла. Тем самым, заинтересованными лицами ликвидированы прямые доказательства их деятельности в период путча.
Комиссией установлено, что связь областных структур управления с вышестоящими осуществлялась по телетайпу и ВЧ-связи через обком КПУ. Облисполком получал документы по фельдсвязи через УКГБ. Телефакс в облисполкоме был установлен только в начале сентября, а ВЧ-связи нет до настоящего времени. Документы из Кабинета Министров УССР, принятые им 19.08.91г. получены и зарегистрированы в облисполкоме с опозданием. Комиссия отмечает, что документы из республиканских и союзных органов управления поступали только в адрес областных структур, а в нижестоящие органы управления, распоряжения, в основном, доводились в устной форме, телефонограммами главным образом по ведомственной связи, так называемой "сотке", подконтрольной обкому КПУ.

Официальные документы

Комиссия установила, что должностные лица в своей практической деятельности в период событий 19-21 августа 1991 года были обязаны руководствоваться, в основном, следующими постановлениями, телеграммами, шифрограммами:
- постановлением ГКЧП №1 от 19.08.91г.;
- телеграммой секретариата ЦК Компартии Украины № 10/Ц от 19.06.91 г. (получена в 15.40);
- телеграммой секретариата ЦК КПСС № 116/Ц от 19.06.91г. (в 11.50);
- телеграммой из ЦК КПСС № 119/Ц от 20.06.91 г. (в 10.38) за подписью О.Шейнина;
- телеграммой первого зам. МВД УССР № 228 от 19.06.91г. (в 13.25) "В целях обеспечения неукоснительного исполнения решения ГКЧП от 19.06.91г.;
- приказом Министра внутренних дел Пуго "О мерах по усилению охраны общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайного положения" № 66 от 19.08.91г. (в 18.30);
- телеграммой Министерства связи УССР № 71938 за подписью заместителя начальника ВОРРТ Муравского про обеспечение работы только государственных программ;
- дерективой № 12 областного УВД от 19.08.91г.;
- приказом № 631688 "Принять безотлагательные меры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции СССР и законов СССР в соответствии с заявлением советского руководства";
- шифрограммой № 9673/1755 от 19.08.91г. председателя КГБ УССР Н.М.Галушко;
- распоряжением Кабинета министров УССР от 19.08.91г.;
- постановлением Президиума Кабинета Министров УССР "Про заходи у зв'язку із зверненням до радянськсго народу ДКНС в СРСР".

Требования ГКЧП и его сторонников

Какие задачи ставились перед партийно-хозяйственными и государственными органами ГКЧП и его сторонниками? Коротко их можно свести к следующим:
- принимать меры по участию коммунистов в содействии ГКЧП;
- широко разъяснять трудящимся положения Закона СССР от 28.03.91г. "О правовом режиме чрезвычайного положения";
- во всей практической деятельности руководствоваться Конституцией и законами Союза ССР, документами, издаваемыми ГКЧП;
- принимать меры по обеспечению спокойствия, порядка и дисциплины, четкой бесперебойной работы всех предприятий, организаций и служб, от которых зависит жизнедеятельность общества;
- принимать меры по пресечению экстремистских настроений, недопущению противозаконных действий, которые могут вызвать беспорядки, гражданское неповиновение, повлечь за собой кровопролитие, исключить проведение демонстраций, митингов, забастовок, то есть допущение действий, которые могут вынудить Вооруженные Силы, МВД, ГБ прибегнуть к мерам;
- принимать меры по организованному завершению уборки урожая, проведения заготовок зерна и другой сельскохозяйственной продукции;
- усилить меры по недопущению вывоза продовольствия за пределы республики и подготовки народного хозяйства к работе в зимних условиях;
- пресекать действия, направленные на подрыв Союза ССР, проявления регионального сепаратизма;
- содействовать сплочению всех патриотических сил, выступающих за сохранение единства и целостности СССР, тесно сотрудничать с комсомолом, профсоюзами, женскими, ветеранскими и другими массовыми организациями;
- усилить контроль за деятельностью средств массовой информации и множительной техники, не допускать публикаций материалов, выступлений по радио и телевидению, которые могут дестабилизировать обстановку, пресекать распространение провокационных слухов;
- усилить охрану объектов, связанных с жизнеобеспечением населения и народного хозяйства, радио, телевидения, организовать круглосуточное дежурство руководства областей, секретарей парткомов КПУ;
- информировать вышестоящие органы о положении в регионах, настроении людей, о принимаемых мерах по наведению порядка и дисциплины, о реакции населения на мероприятия ГКЧП в СССР.

Функционирование органов власти в период чрезвычайного положения

Документы свидетельствуют, что для координации мероприятий по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан, охраны объектов, которые обеспечивают жизнеобеспечение населения и народного хозяйства, предупреждения чрезвычайных ситуаций на республиканском уровне распоряжением Кабинета министров за № 188-р от 19.08.91 г. за подписью первого вице-премьера-министра УССР К.Масика была создана временная комиссия во главе с государственным министром УССР по вопросам обороны, национальной безопасности и чрезвычайных ситуаций Марчуком Е.К. В состав комиссии вошли первый зам.министра внутренних дел УССР т.Корнийчук В.М., первый зам.председателя комитета ГБ УССР т. Шама М.М., зам. командующим Киевским военным округом т. Корниенко А.П.
Предусматривалось, что решения этой комиссии обязательны не только для всех министерств и ведомств УССР, но и объединений, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики. Кроме того вводилось круглосуточное, дежурство членов Кабинета Министров УССР, а также закрепление для постоянной работы членов Президиума Кабинета Министров УССР за областями. За Черниговской областью закреплялся зам.председателя Совета министров УССР т. Комисаренко С.В. Им поручалось переговорить с руководителями закрепленных за ними областей по вопросам, предусмотренным в "заходах Президії Кабінету Міністрів УРСР у зв'язку з зверненням до радянського народу ДКНС в СРСР".

В Черниговском облисполкоме

Аналогичная роль на уровне областей отводилась, по мнению комиссии, комиссиям по чрезвычайным ситуациям при облисполкомах, возглавляемых первыми зам. председателя облисполкомов.
В Черниговской области такую комиссию возглавляет т. Рыженко А.В.
Установлено, что 29.07.91 г. в облисполком за подписью министра УССР по вопросам охраны, национальной безопасности и чрезвычайным ситуациям т. Марчуком Е.К. была направлена телеграмма НР 33-16961/98, в которой предписывалось провести заседания комиссий по чрезвычайным ситуациям облисполкомов, на которых обсудить вопросы "про посилення профілактичної роботи по попередженню аварій на об'єктах народного господарства та інших надзвичайних ситуацій, готовності сил і засобів для ліквідації надзвичайних ситуаций, навчання персоналу. Про проведену роботу доповісти до 1 вересня 1991 року".
На телеграмме наложены резолюции: "Подготовить материалы до 16.08.91 г.", "Підлягає повервенню до облвиконкому до 20.08.91р."
О том, что именно на комиссию по чрезвычайным ситуациям при облисполкоме возлагались обязаннности осуществлять руководство мероприятиями в период 19-21 августа свидетельствуют и резолюции, наложенные на документы Кабинета министров УССР, поступившие в облисполком.
Так на "розпорядженні Кабінету міністрів" № 188-р від 19.08.91р председатель облисполкома т.Лысенко А.С. написал: "Тов.Риженко А.В."
В свою очередь тов.Рыженко А.В. 21 августа пишет: "Ознайомити тт. Чернікова Ю.П., Євдокимова О.В. для виконання заходів та взаємодії". А 22 августа на выписке из протокола № 4 заседания Президиума Кабинета Министров УССР от 19.08.1991 г. "Про заходи у зв'язку із зверненням до радянського народу ДКНС в СРСР" т. Рыженко А.В. пишет: "Заступникам голови облвиконкому, керуючому справами, т. Євдокимову О.В. організувати виконання".
Комиссия установила, что председателем областной комиссии по чрезвычайным ситуациям т.Рыженко А.В. предпринимались меры по организации дополнительной охраны воинскими подразделениями жизненноважных объектов г.Чернигова (хлебозаводов, водозаборов, резервных электроподстанций и т.д.). С этой целью 20.08.91г. им были вызваны в облисполком начальник областного штаба ГО т. Судак, зам. начальника штаба 1 гв. ОА т. Ряхов, военный комендант г.Чернигова т. Борисович В.И. и др., которым была поставлена задача подготовить предложения по усилению охраны жизненноважных объектов города.
Однако, во время беседы членов областной и городской комиссий с т. Рыженко А.В. последний отрицал факт проведения какого-либо совещения и дачи им соответствующих указаний, утверждая, что 20 августа он, якобы, вызывал только т. Судака для согласования времени проведения заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям при облисполкоме (решили провести 22 августа) и ссылался, что действовал только в соответствии с телеграммой Марчука Е.К. от 29.07.91г.
Комиссия считает несостоятельными утверждения должностных лиц на то, что не снимать посты таможенного контроля на границах области - это, якобы, их личная инициатива, свидетельствующая о их неподчинении решениям ГКЧП. Не снимать контроль, а усилить - требовалось в протоколе № 4 заседания Президиума Кабинета Министров УССР от 19.08.91г.
Комиссия установила, что выполняя указания, вытекающие из Постановления ГКЧП №1 о принятии мер по пресечению экстремистских настроений руководство облисполкома пригласило лидеров позиционных КПСС партий и организаций Черниговщины в 17.00 в облисполком. Во встрече кроме председателя облисполкома Лысенко А.С. приняли участие зам. председателя облсовета т. Ковалев Б.А. и сотрудник облисполкома т. Свириденко.
Лысенко А.С. довел до их сведения, что облсовет принял решение выполнять все постановления ГКЧП, а в связи с тяжелым положением экономики области, особенно в сельском хозяйстве, областной исполком будет использовать права, предоставляемые ГКЧП. Присутствующие были проинформированы, что райсоветы, все руководящие кадры сориентированы на нейтрализацию возможных проявлений гражданского неповиновения, обязаны взять под контроль газеты, радио, множительную технику, не допустить распространения листовок. Тов. Лысенко А.С. предупредил редактора независимой газеты Черниговщины "Громада" Москаленко В., что в случае появления в газете призывов к сопротивлению ГКЧП облисполкомом будут приняты меры вплоть до закрытия газеты. Лысенко А.С. заявил, что население области с пониманием приняло известие о государственном перевороте и поддерживает новую власть.
Представители демократических партий и организаций отказались сотрудничать в выполнении постановлений ГКЧП, не признали его законным и заявили, что будут всеми способами бороться с диктаторским режимом, а также призывать к этому население области, о чем свидетельствует постановление координационного совета демократических организаций Черниговщины, которое было вручено там же Лысенко А.С.
Комиссия отмечает, что магнитофонная запись и свидетельства участников встречи в облисполкоме 19 августа направлены в Прокуратуру Украины и Комиссию Президиума ВС Украины сразу после путча.

В Черниговском обкоме КПУ

Комиссия считает, что в событиях 19-21 августа на Черниговщине руководящая роль принадлежит КПУ/КПРС.
Первой реакцией на заявление "советского руководства" явилось совещание руководства обкома КПУ с руководителями областных структур, средств массовой информации, МВД, руководителями крупных предприятий города, секретарями парткомов (около 50 чел.), которое состоялось в обкоме КПУ и началось в 10.30 19 августа.
В президиуме находились секретари обкома Шаповал П.Д., Серков В.Г., член бюро обкома, председатель облисполкома Лысенко А.С. В своих выступлениях руководители обкома Шаповал и Лысенко нацелили партхозактив на поддержку мер по стабилизации обстановки, ориентировали нижестоящие органы на выполнение указаний, поступающих сверху, указали на необходимость пользоваться только официальными источниками информации, предложили усилить охрану имущества предприятий и учреждений, принять меры по поддержанию порядка, бесперебойного снабжения населения, безусловной уборки урожая.
Установить реальную картину на совещании из-за узкого круга участников не представляется возможным. Один из участников сове¬щания свидетельствует: "В залі був радісний настрій та піднесення".
Большинство опрошенных участников совещания отмечают на неконкретность установок, а т. Шаповал заявил, что его насторожило то, что в составе ГКЧП не было секретаря ЦК КПСС.
Комиссия отмечает некорректное поведение второго секретаря обкома КПУ т. Петренко Н.И. во время опечатывания обкома КПУ, который совместно с работниками МВД не впустил в помещение обкома депутатскую комиссию, созданную горисполкомом для выполнения Постановления Президиума Верховного Совета УССР от 25.08.91г.
Комиссия отмечает бездействие органов прокуратуры и МВД в отношении секретаря обкома т. Серкова В.Г., отказавшегося покинуть помещение обкома. Только после неоднократных наших обращений в республиканскую прокуратуру т.Серков В.Г. был оштрафован на 30 руб. и ему было указано на неправомерность его поведения.
Комиссия считает, что действия работников облисполкома при опечатывании помещений обкома КПУ затруднили работу городской комиссии по выполнению постановлений Президиума Верховного Совета Украины.
20 августа, выполняя требования секретариата ЦК КПСС об изучении реакции населения на введение чрезвычайного положения в стране и действий ГКЧП, общественно-политический центр при обкоме КПУ провел на предприятиях и учреждениях города опрос общественного мнения. Так на П/О "Химволокно" опрашивались ИТР, КСК - рабочие.
Со слов проводивших опрос, большинство опрашиваемых поддержало действие ГКЧП. Однако комиссия не смогла получить результатов опроса из-за деконструктивной позиции руководителя центра т. Скока Н.А., отказавшегося встречаться с членами городской комиссии и о своем областном статусе, не подотчетности общественно-политического центра обкома КПУ городу.

В горкоме КПУ

По окончании совещания в обкоме КПУ состоялось совещание освобожденных работников горкома КПУ и освобожденных секретарей парткомов предприятий города. На нем был прослушан записанный на магнитофон текст Постановления № 1 ГКЧП, после чего большинство работников горкома разъехались по предприятиям города для проведения разъяснительной работы среди трудящихся.
Комиссия отмечает особую роль в проведении и подготовке совещания руководителей предприятий и учреждений города в горисполкоме 19 августа секретарей горкома КПУ тт. Леонова И.И., Скокова А.Н.
Первый секретарь горкома т. Леонов И.И. выступил на совещании за безусловное выполнение руководителями-коммунистами Постановления ГКЧП № 1 и требований чрезвычайного положения на территории СССР. А второй секретарь горкома т. Скоков А.Н. доставил на совещание в горисполком размноженное постановление № 1 ГКЧП для руководства к действию.
Комиссия отмечает, что несмотря на отмену 6-й статьи Конституций СССР и УССР, в горкоме была обнаружена папка с мобилизационным предписанием с грифом секретности "Особая папка".
Далі буде.






Коментарі (0)
avatar