реклама партнерів:
Головна › Новини › РЕЛІГІЯ

Лже- архієпископ Херувим, що "подвизається" у Чернігові

В околоцерковной, а то и в церковной периодике стало довольно распространенным приписывать святому преподобному Лаврентию (Проскуре, +1950) Черниговскому сравнение Божественной Троицы с тремя восточнославянскими государствами – Украиной, Россией и Беларусью. «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу: Отца и Сына, и Святого Духа - это Един Бог, - так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию»1, - гласит этот апокриф, настолько популярный в консервативно-православных кругах, что его стали воспринимать почти как догму.

Из неудачной метафоры сделали примитивную ересь, посягающую на основной догмат православного вероучения – о единстве Божественной Троицы. Ведь если три республики бывшего СССР все же разделились между собой десятилетия назад, то, выходит, так же может разделиться и Пресвятая Троица…

Рассматривая эти и другие нелепости, становится актуальной потребность разобраться с первоисточниками происхождения подобных сказаний. Как оказалось, в первоначальном варианте сборника поучений и пророчеств старца Лаврентия Черниговского нет и намека на подобные высказывания.

Откуда же они взялись?

В поисках ответа мы выходим на весьма своеобразную, полутаинственную личность, известную в церковных кругах как Херувим (Михаил) Дегтярь. В последнее время вокруг имени этого человека разразился громкий скандал, связанный с подлогом чудотворной иконы «Аз есмь с вами и никто же на вы», которая, со слов Херувима Дегтяря, якобы была передана ему святым преподобным Серафимом Вырицким, а тот, в свою очередь, будто бы получил ее от святого праведного Иоанна Кронштадтского... Херувим (Михаил) Дегтярь является также автором-составителем той версии жизнеописания Лаврентия Черниговского, где содержатся сомнительные приписки вроде упомянутого изречения о трех странах как «нераздельной троице».

Однако прежде, чем разбирать хитросплетения вокруг жизнеописания прп. Лаврентия Черниговского и иконы «Аз есмь с вами и никто же на вы», обратимся к биографии самого Херувима Дегтяря.

Кем же на самом деле является этот человек, часто подписывающийся то как «схиархимандрит», то как «схиигумен», а в определенной среде верующих людей слывущий как «епископ», «архиепископ» и «схиархиепископ»?

История самозванничества

Деятельность Херувима Дегтяря уже давно попала в поле зрения представителей Русской Православной Церкви. Так, Александр Слесарев, кандидат богословия, преподаватель Минской духовной академии, на редактируемом им портале «Антираскол» посвятил этой личности целую серию публикаций. Немало интересных сведений о Херувиме сообщают писатель-агиограф, академик Петровской академии наук и искусств Валерий Филимонов, исследователь А. В. Войтович и православный миссионер священник Даниил Сысоев, секретарь Миссионерско-просветительского центра РПЦ "Шестодневъ", сотрудник Центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений, расстрелянный в Москве в 2009 г. в своем храме2.

Согласно обнародованным ими данным, Херувим (Михаил Дегтярь) никогда не имел сана священника в РПЦ, а все его подписи – «схиархимандрит», «схиигумен» и т. д. - классическое самозванство. Но еще более поразительно то, что выдавая себя то за «схиархимандрита», то за «схиигумена» Русской Православной Церкви, этот человек одновременно принадлежит к самосвятской секте «секачевцев», в иерархии которой является «тайным схиархиепископом».

Родом Херувим (Дегтярь Михаил Максимович) из села Мощенка Городнянского района Черниговской области. Высшего светского или духовного образования не имеет. Известно, что в 1959 г. М.М.Дегтярь был рукоположен в сан диакона РПЦ (Московский Патриархат), некоторое время служил в черниговском Спасском соборе. В начале 1960-х годов диакон Михаил Дегтярь был почислен за штат. В это же время в Черниговской епархии были почислены за штат имевшие с ним близкие отношения иеромонах Геннадий (Секач) и иеромонах Феодосий (Гуменников), позже объявившие себя «тайными митрополитами» и возведшие Михаила Дегтяря сначала в «иеромонаха», «игумена», «архимандрита», а затем в «епископа» и «архиепископа» своей религиозной группы.

Как уточняет относительно Херувима Дегтяря российский исследователь Валерий Филимонов, «этот лжеархиепископ до некоторого времени числился иеродиаконом Черниговской епархии Московского Патриархата, а затем был запрещен в служении за преступления нравственного характера еще Патриархом Пименом /…/ Ныне среди верующих РПЦ он именует себя «схиархимандритом» Херувимом, но не может внятно ответить на вопрос о своей принадлежности к какой-либо церковной юрисдикции. Согласно официальному письму управляющего Черниговской епархией УПЦ Московского Патриархата епископа Черниговского и Новгород-Северского Амвросия (Поликопы), этот человек «не является клириком Черниговской епархии». Даже заштатным, находящимся на покое»3.

Иерархия тайной общины «секачевцев», существующей параллельно и внутри Русской Православной Церкви, восходит к самозванцу и авантюристу Михаилу Поздееву (+1972), который выдавал себя то за родного брата императора Николая II «Великого князя Михаила Романова», то за «архиепископа Серафима», будто бы тайно рукоположенного св. Патриархом Тихоном (Белавиным) за несколько дней до смерти5. Как видно из обнародованных архивных документов, на самом деле Поздеев был агентом и провокатором ГПУ-НКВД, умышленно выдававшем себя за «великого князя» и «архиепископа»6. Примечательно, что впервые Поздеев в роли самозванного «архиепископа Серафима» начал «служить» именно в Чернигове7, где подвизались впоследствии и его преемники – лжемитрополиты Геннадий Секач и Феодосий Гуменников, а также лжеархиепископ Херувим Дегтярь.

Известно, что в Чернигове Херувим Дегтярь тайно «рукополагал» в «священники» «деда Мишку», однако тот в начале 1990-х гг. отошел от него и снял с себя неканонический «сан». Жил дед Мишка в районе Подусовки г. Чернигова.

Свой «кафедральный храм» в Чернигове Херувим содержит в частном доме на той же Подусовке, где тайно служит «архиерейским чином». Среди местных жителей он известен странными наклонностями. В частности, многие жители Подусовки еще помнят, как в начале 1990-х гг. бородатый дед Херувим нередко бегал по улицам в полурастегнутой нижней сорочке. Подобное псевдоюродство «старца» Херувима оставило о себе неприятную память среди многих местных жителей.

Повністю статтю читайте тут: http://www.religion.in.ua/main/17123-lzhearxiepiskop-xeruvim-degtyar-i-vnutricerkovnoe-sektantstvo.html



Теги:РПЦ, російське православіє, Україна - Росія


Читайте також



Коментарі (0)
avatar