Тем не менее, по словам представителя РПАЦ в суде Марины Молодинской, решения областного арбитражного суда будут оспорены в Высшем арбитражном суде и в Европейском суде по правам человека в Страсбурге.
Где служить и где молиться?
Процесс освобождения храмов от имущества РПАЦ прошёл без эксцессов. Из всех изъятых церквей были вынесены алтари, иконы, предметы церковной утвари, а также прочее имущество РПАЦ, включая батареи парового отопления. Верующие убрали из Цареконстантиновского храма и своеобразную инсталляцию - деревянный гроб, на котором мелом было выведено: "Права верующих в Суздале. 1990 - 2009". Это была единственная форма пассивного протеста.
Последний молебен в кафедральном соборе священнослужители РПАЦ во главе с архиепископом Феодором (Гинеевским) провели в День усекновения главы Иоанна Крестителя. "Это весьма символичное со-впадение", - сообщил секретарь Синода РПАЦ игумен Феофан.
"Все наши церкви восстанавливались нашими собственными руками, — причитали прихожане, большинство из которых женщины преклонного возраста, — а теперь они снова оказались разорены. И где же нам теперь молиться?" Хотя в распоряжении верующих осталось несколько храмов, находящихся в собственности РПАЦ, в том числе Иверский храм при синодальном доме, некоторые пожилые люди - те, кто уже с трудом передвигается на костылях или в инвалидной коляске, - просто не смогут добраться до них.
Ещё одна проблема, связанная с закрытием церквей РПАЦ, - предстоящее трудоустройство священнослужителей. Несколько десятков из них осталось без работы.
Кто станет хозяином церквей?
Представитель территориального управления Росимущества Елена Кострова объявила верующим, что молебны в изъятых храмах проходить всё же могут, но по предварительной заявке прихожан. Ключи от храмов будут храниться в теруправлении. Как пояснили в РПАЦ, чиновник будет приезжать из Владимира в Суздаль для того, чтобы лично открывать церкви, а потом закрывать их на замок. "На каждую службу надо будет писать заявление", - сообщил архиепископ РПАЦ Феодор. Впрочем, даже такое "техническое решение" ущербно: мало того, что в церквях отключено электроснабжение, в них уже нельзя совершать литургии, поскольку кроме голых стен, в них ничего не осталось.
Как предположил игумен Феофан, "так долго продолжаться не может, и в конечном счёте храмы будут переданы Московской патриархии".
Характерно, что во Владимирской епархии отрицают какую-либо причастность Русской Православной Церкви к инициированному Росимуществом процессу. "Наши церкви тоже проверяла инспекция по охране памятников культуры, - заявил секретарь епархии отец Иннокентий. — На имущество РПАЦ мы не претендуем и никак не вмешиваемся в судебный процесс. Какова будет судьба этих храмов, мы не знаем. Мы только просим всех православных объединиться и призываем их к смирению".
История РПАЦ ведёт начало с 1990 г. Тогда настоятель Цареконстантиновского храма о. Валентин (Анатолий Русанцов) объявил о своём переходе вместе с общиной под юрисдикцию Российской Православной Церкви За границей (РПЦЗ). В 1998 г. Церковь сменила название (Российская Православная Свободная Церковь) на Российскую Православную Автономную Церковь (РПАЦ), а впоследствии Валентин был провозглашён её Митрополитом.
За прошедшие годы РПЦ Московского патриархата неоднократно предпринимала попытки "образумить" вышедшего из её лона священника. Но тщетно. В конце концов, в прошлом году Архиерейский Собор "извергнул" его из сана и даже пригрозил отлучить от Церкви.
В этом году противостояние ещё больше обострилось. Первоиерарх РПАЦ обратился к Президенту РФ и в генпрокуратуру с жалобой на геноцид. В Суздале побывал секретарь политического отдела посольства США в РФ Кайл Хатчер. В связи с этим в РПАЦ рассчитывают, что часть изъятых храмов всё же будет возвращена.
Андрей Новиков
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=73196&cf=
Коментарі (0) |