Білорусько- українська петиція Європейському Союзу
Открытое письмо
Председателю Европейского Совета
г-ну Херману Ван Рампёю
Генеральному секретарю Совета Европы
г-ну Турбьерну Ягланду
СОХРАНИМ ЕВРОПЕЙСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ!
Данная петиция содержит критический анализ некоторых тенденций в решении судьбоносных национальных вопросов и предусматривает поддержку Европейского Союза. Одновременно это и обращение к политической и культурной элите с предложением открытия Музея истории и культуры Европы. Европейская цивилизация на протяжении тысячелетий является в определенном смысле эталоном человеческого развития, духовного и социального прогресса. Музей должен стать важнейшим средством сохранения культурной памяти европейцев.
Петиция написана известным белорусским писателем и общественным деятелем, координатором гражданской инициативы “Институт национальной памяти” Василием Яковенко при поддержке единомышленников.
ОБОСНОВАНИЕ ПЕТИЦИИ
Дух мира и принципы всестороннего сотрудничества легли в основу междунационального и межгосударственного образования Европейский Союз. Европа достаточно знакома с высотами творческого взлета, падения и возрождения человеческого духа после многочисленных локальных и двух мировых войн. Объединенние европейских народов – новая социальная реальность, открывающая перспективы дальнейшего человеческого развития. Тем не менее, за 20 лет интеграционной деятельности Евросоюза не прекращена духовная и культурная деградация на континенте. Наоборот, изъян этот исподволь нарастает. Есть и другие вызовы, пока недостаточно осознанные. Шведская журналистка Ингрид Карлквист (Ingrid Carlqvist) выступила в июле 2012 г. в Европейском парламенте с рассказом о нежданных-негаданных переменах в своей родной стране: http://vseobislame.livejournal.com/200800.html Швеция, по ее словам, ранее “была самым безопасным местом и символом прогресса в мире”, “однородным обществом”, а теперь стала страной уничтожения этнической культуры и насилия над женщиной, “политики со всех сторон, и правые и левые, стали рассказывать нам, что нет такого понятия, как шведская культура, шведские традиции стоит отменить, и что мы, шведы, должны быть благодарны, что так много людей с реальными культурой и традициями приехали к нам”.
Осмысливая ситуацию со всех сторон, госпожа Ингрид называет свою страну А б с у р д и с т а н о м. Подобных явлений и фактов нынче предостаточно. Никак нельзя игнорировать эксцесс и с норвежцем Андерсом Брэйвиком (Anders Breivik), его объяснениями мотивов совершенного преступления.
В ЕС в соответствии с политикой либерализации получили широкую известность европейские стандарты. Через Восточное партнерство они настойчиво пропагандируются и за пределами Евросоюза. Однако насколько они европейские, если ничем не отличаются от американских? На наш взгляд, господа, стандарты тут должны быть иными – не для штатов, а для европейских национальных образований – суверенных держав (если стандарты вообще нужны), иными должны быть также задачи и цели развития.
Протесты против хаоса, вызванного переворотом традиционного, отлаженного веками образа жизни, нарастают. Обеспокоенные подобным положением дел политические лидеры Германия, Франция и Англия в 2010 – 2011 годах публично признали, что европейская политика мультикультурного общества (содержания множества разнородных этнических элементов в едином социуме) провалилась. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд поручил группе дипломатов и политиков подготовить доклад о причинах нетерпимости и дискриминации в Европе и сделать выводы. Группу возглавил г-н Йошка Фишер. И вот эти мудрецы (так по иронии судьбы их прозвали), не оставляя вериг своих стандартов, сочинили и подали Совету министров Совета Европы 11 мая 2012 года доклад «Жить вместе в Европе XXI века в условиях свободы и многообразия».
Формулировка звучит красиво, но по сути в документе по-новому выстроена защита мультикультурализма и того напряжения, с которым столкнулась в наше время европейская гиперсистема. Для авторов доклада, как видно, не существует национальных культур, потому не существует и проблемы дальнейшего развития наций, ибо «новые волны иммиграции еще сильнее преумножают разнообразие» и вообще, знаете, «будущее Европы – в культурном многообразии»... Вся фальшь полускрытого содержится здесь в подмене понятий. Разнообразие культур как планетарное явление, относящееся к этносам, нациям, опрометчиво заменено на взрывоопасную смесь из разноплемённых и чаще агрессивных субъектов, персон, носителей несовместимых ценностных ориентаций в одном социуме.
Возьмем на себя смелость утверждать, что в Европейском Союзе и Совете Европы защищают демократические свободы и права человека, создают пространство для свободного перемещения товаров, финансов, людей, иными словами, занимаются экономикой, но при этом пренебрегают правами наций на самоопределение, на их экслюзивную этническую культуру как источник, из которого люди черпают свою жизненную силу. При этом экономика, которая губит культуру, перестает быть экономикой, она служит не столько обществу, сколько сиюминутным, нередко алчным интересам отдельных людей.
Республика Беларусь не входит в Европейский Союз, но и здесь, в силу пренебрежения национальными духовными ценностями и фундаментальными правами человека, страна превращается в обширную провинцию Абсурдистана; при продолжении опасных игр она может через 3-4 года оказаться опять в объятиях восточного соседа. То же самое следует сказать и о другой постсоветской стране – Украине, где власть захватили люди с агрессивной постсоветской ментальностью, не воспринимающие собственных национальных ценностей, гражданских прав и свобод; потеснивши титульный украинский язык, они пытаются, отнять у народа право на свою культуру, самоидентификацию и суверенитет.
А человек чувствует себя наиболее уютно и вольготно в своей семье, в своих этнических стенах, в своём историческом государстве, на земле своих предков. Эти категории смыслов для него жизнеопределяющие, постоянные, вечные. Они же, как ничто больше, способствуют развитию и росту личности. Странно и дико, но госпожу Ингрид Карлквист поставили в положение изгоя в своей стране. По большому счету она раскрыла в Европарламенте космополитизм определенной части либеральных чиновников, который радикально создает возможности для ликвидации этнических сообществ, наций, ликвидации национального структурирования света вообще. Насильно меняется идентичность европейской цивилизации, что как раз и встревожило Ингрид. Вот только на вызов шведской журналистки депутаты отвечали на удивление спокойным приглушенным безучастным смешком.
О МУДРОСТИ ПОЛИТИКОВ
Развитие в природе, с которым коррелируется и развитие человеческого общества, идет по возрастающей – от более простого к более сложному, многогранному и многоцветному. Потому и процветают всевозможные культуры и высшие проявления человеческого духа. Именно такое развитие социумов, по мнению философов, происходит в национальных государствах (Вильгельм фон Гумбальд, Константин Леонтьев, Карл Ясперс, Энтони Смит). И именно ради утверждения подобной идеи отдали свои творческие силы Тарас Шевченко и Янка Купала, гениальные поэты, украинский и белорусский. Не случайно поэтому для содействия естественному самобытному планетарному развитию в культурных пространствах в свое время было создано и работает международное агентство ЮНЕСКО. Государственные мужи, однако, проявили мудрость еще раньше, при образовании ООН. Но ведь и там мало заботятся о защите и развитии наций. Известно, к примеру, немало конвенций ООН о правах коренных народов, как и актов, определяющих права народов на самоопределение. Но нет ни одной конвенции, предусматривающей заботу о жизнеспособности и благополучии нации. Нации в нашем глобализирующемся мире не имеют надлежащей поддержки и защиты.
Закон развития действует независимо от нас. Океан духовной европейской культуры питается реками культур национальных. У мультикультурных анклавах нарастает угроза обесценивания жизни, и это умножает протестные акции. Что же касается интеграции вглубь и долговечности гиперсистем, то европейским политикам, пожалуй, стоит помнить о словах М. Горбачева, который, размышляя над распадом СССР, вынужден был признать: дескать, если бы он дал больше прав и свобод в развитии союзным республикам, – до развала страны не дошло бы! Требуется мера вещей, поэтому есть ли смысл решать демографические проблемы в Европе за счет ликвидации разнообразия этнических культур и самих наций? Можно искать стимулы для рождения детей, возможности в оздоровлении социума, но они ведь лежат отнюдь не в мультикультурном обществе, тем более, не в обществе с богопротивными однополыми браками.
По нашему мнению, Европейский союз и Совет Европы не выработали адекватной идеи для дальнейшего “осевого” (К. Ясперс), или определяющего культурного и духовного развития. Но этот пробел они могли бы успешно восполнить своей постоянной заботой о европейских нациях – сохранении и развитии их языков, традиций, территорий, исторических ценностей.
Европейскому Союзу, как и Совету Европы следовало бы вернуться к обсуждению перспектив своего сообщества, дальнейшего его развития, а мы здесь предлагаем европейской политической и культурной элите в этом же плане рассмотреть конкретный проект строительства и открытия величественного Музея истории и культуры Европы, пока на уровне идеи.
КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕН ЭТОТ ПРОЕКТ?
Мы ожидаем прежде всего, что в организационных структурах Евросоюза и Совета Европы уважительно будут изучены наши доброжелательные замечания и вместе с тем обсуждена идея Музея истории и культуры Европы.
При положительном отношении к идее логично допустить, что Евросоюз объявит конкурс на проект музея.
Проектом, на наш взгляд, должна быть предусмотрена научно-исследовательская работа в Музее истории и культуры Европы, им определенным образом будут координироваться исследования хода истории на материке, изучаться современные отношения между цивилизациями и народами. Там будут залы панорамного обзора по разным временам и эпохам, к примеру, широко и убедительно показано великое переселение народов, представлены театры военных действий и т.д. В просторных помещениях хорошо было бы отобразить картину этногенеза, формирование наций, языков, культурных традиций, представить проекты дальнейшего развития культур. Музею понадобятся библиотечные залы и залы для конференций, при этом, следует ожидать, что успешному претворению в жизнь идеи уникального культурного учреждения послужит широко внедренная электронная техника. Безусловно, вблизи музея должны планироваться места отдыха и обслуживания туристов.
При благосклонном внимании к проекту Музея истории и культуры Европы со стороны европейских межправительственных структур и финансировании проекта Евросоюзом, музей со временем может превратиться в величественный дворец, если вообще не в новое чудо света, он будет иметь большое культурно-просветительское и воспитательное значение, поспособствует мирному разрешению конфликтов между народами и цивилизациями на планете. Место для размещения музея должно быть определено высшими органами Евросоюза и Совета Европы.
С уважением –
Василь Яковенко, писатель, публицист, координатор инициативы;
Владимир Шовкошитный, писатель, политолог, доктор философских наук (Украина);
Николай Круковский, профессор, доктор философских наук, член-корреспондент Белорусской академии образования;
Степан Лавшук, профессор, доктор филологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси;
Сергий Гардун, протоиерей, профессор Минской духовной академии;
Максим Стриха, профессор, доктор физ.-мат. наук, писатель, переводчик (Украина);
Алексей Рагуля, проф. культурологии, отличник просвещения Республики Беларусь;
Михаил Сидоржевский, писатель, главный редактор «Украинской литературной газеты»;
Анатолий Тарас, профессор, ученый секретарь ОО «Институт белорусской истории и культуры»;
Леонид Лыч,
профессор, доктор исторических наук;
Эрнест Ялугин, писатель, исследователь национальной истории.
Алексей Микулич, профессор, доктор биологических наук, антрополог, этнолог.
15 ноября 2012 г.
Председателю Европейского Совета
г-ну Херману Ван Рампёю
Генеральному секретарю Совета Европы
г-ну Турбьерну Ягланду
СОХРАНИМ ЕВРОПЕЙСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ!
Данная петиция содержит критический анализ некоторых тенденций в решении судьбоносных национальных вопросов и предусматривает поддержку Европейского Союза. Одновременно это и обращение к политической и культурной элите с предложением открытия Музея истории и культуры Европы. Европейская цивилизация на протяжении тысячелетий является в определенном смысле эталоном человеческого развития, духовного и социального прогресса. Музей должен стать важнейшим средством сохранения культурной памяти европейцев.
Петиция написана известным белорусским писателем и общественным деятелем, координатором гражданской инициативы “Институт национальной памяти” Василием Яковенко при поддержке единомышленников.
ОБОСНОВАНИЕ ПЕТИЦИИ
Дух мира и принципы всестороннего сотрудничества легли в основу междунационального и межгосударственного образования Европейский Союз. Европа достаточно знакома с высотами творческого взлета, падения и возрождения человеческого духа после многочисленных локальных и двух мировых войн. Объединенние европейских народов – новая социальная реальность, открывающая перспективы дальнейшего человеческого развития. Тем не менее, за 20 лет интеграционной деятельности Евросоюза не прекращена духовная и культурная деградация на континенте. Наоборот, изъян этот исподволь нарастает. Есть и другие вызовы, пока недостаточно осознанные. Шведская журналистка Ингрид Карлквист (Ingrid Carlqvist) выступила в июле 2012 г. в Европейском парламенте с рассказом о нежданных-негаданных переменах в своей родной стране: http://vseobislame.livejournal.com/200800.html Швеция, по ее словам, ранее “была самым безопасным местом и символом прогресса в мире”, “однородным обществом”, а теперь стала страной уничтожения этнической культуры и насилия над женщиной, “политики со всех сторон, и правые и левые, стали рассказывать нам, что нет такого понятия, как шведская культура, шведские традиции стоит отменить, и что мы, шведы, должны быть благодарны, что так много людей с реальными культурой и традициями приехали к нам”.
Осмысливая ситуацию со всех сторон, госпожа Ингрид называет свою страну А б с у р д и с т а н о м. Подобных явлений и фактов нынче предостаточно. Никак нельзя игнорировать эксцесс и с норвежцем Андерсом Брэйвиком (Anders Breivik), его объяснениями мотивов совершенного преступления.
В ЕС в соответствии с политикой либерализации получили широкую известность европейские стандарты. Через Восточное партнерство они настойчиво пропагандируются и за пределами Евросоюза. Однако насколько они европейские, если ничем не отличаются от американских? На наш взгляд, господа, стандарты тут должны быть иными – не для штатов, а для европейских национальных образований – суверенных держав (если стандарты вообще нужны), иными должны быть также задачи и цели развития.
Протесты против хаоса, вызванного переворотом традиционного, отлаженного веками образа жизни, нарастают. Обеспокоенные подобным положением дел политические лидеры Германия, Франция и Англия в 2010 – 2011 годах публично признали, что европейская политика мультикультурного общества (содержания множества разнородных этнических элементов в едином социуме) провалилась. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд поручил группе дипломатов и политиков подготовить доклад о причинах нетерпимости и дискриминации в Европе и сделать выводы. Группу возглавил г-н Йошка Фишер. И вот эти мудрецы (так по иронии судьбы их прозвали), не оставляя вериг своих стандартов, сочинили и подали Совету министров Совета Европы 11 мая 2012 года доклад «Жить вместе в Европе XXI века в условиях свободы и многообразия».
Формулировка звучит красиво, но по сути в документе по-новому выстроена защита мультикультурализма и того напряжения, с которым столкнулась в наше время европейская гиперсистема. Для авторов доклада, как видно, не существует национальных культур, потому не существует и проблемы дальнейшего развития наций, ибо «новые волны иммиграции еще сильнее преумножают разнообразие» и вообще, знаете, «будущее Европы – в культурном многообразии»... Вся фальшь полускрытого содержится здесь в подмене понятий. Разнообразие культур как планетарное явление, относящееся к этносам, нациям, опрометчиво заменено на взрывоопасную смесь из разноплемённых и чаще агрессивных субъектов, персон, носителей несовместимых ценностных ориентаций в одном социуме.
Возьмем на себя смелость утверждать, что в Европейском Союзе и Совете Европы защищают демократические свободы и права человека, создают пространство для свободного перемещения товаров, финансов, людей, иными словами, занимаются экономикой, но при этом пренебрегают правами наций на самоопределение, на их экслюзивную этническую культуру как источник, из которого люди черпают свою жизненную силу. При этом экономика, которая губит культуру, перестает быть экономикой, она служит не столько обществу, сколько сиюминутным, нередко алчным интересам отдельных людей.
Республика Беларусь не входит в Европейский Союз, но и здесь, в силу пренебрежения национальными духовными ценностями и фундаментальными правами человека, страна превращается в обширную провинцию Абсурдистана; при продолжении опасных игр она может через 3-4 года оказаться опять в объятиях восточного соседа. То же самое следует сказать и о другой постсоветской стране – Украине, где власть захватили люди с агрессивной постсоветской ментальностью, не воспринимающие собственных национальных ценностей, гражданских прав и свобод; потеснивши титульный украинский язык, они пытаются, отнять у народа право на свою культуру, самоидентификацию и суверенитет.
А человек чувствует себя наиболее уютно и вольготно в своей семье, в своих этнических стенах, в своём историческом государстве, на земле своих предков. Эти категории смыслов для него жизнеопределяющие, постоянные, вечные. Они же, как ничто больше, способствуют развитию и росту личности. Странно и дико, но госпожу Ингрид Карлквист поставили в положение изгоя в своей стране. По большому счету она раскрыла в Европарламенте космополитизм определенной части либеральных чиновников, который радикально создает возможности для ликвидации этнических сообществ, наций, ликвидации национального структурирования света вообще. Насильно меняется идентичность европейской цивилизации, что как раз и встревожило Ингрид. Вот только на вызов шведской журналистки депутаты отвечали на удивление спокойным приглушенным безучастным смешком.
О МУДРОСТИ ПОЛИТИКОВ
Развитие в природе, с которым коррелируется и развитие человеческого общества, идет по возрастающей – от более простого к более сложному, многогранному и многоцветному. Потому и процветают всевозможные культуры и высшие проявления человеческого духа. Именно такое развитие социумов, по мнению философов, происходит в национальных государствах (Вильгельм фон Гумбальд, Константин Леонтьев, Карл Ясперс, Энтони Смит). И именно ради утверждения подобной идеи отдали свои творческие силы Тарас Шевченко и Янка Купала, гениальные поэты, украинский и белорусский. Не случайно поэтому для содействия естественному самобытному планетарному развитию в культурных пространствах в свое время было создано и работает международное агентство ЮНЕСКО. Государственные мужи, однако, проявили мудрость еще раньше, при образовании ООН. Но ведь и там мало заботятся о защите и развитии наций. Известно, к примеру, немало конвенций ООН о правах коренных народов, как и актов, определяющих права народов на самоопределение. Но нет ни одной конвенции, предусматривающей заботу о жизнеспособности и благополучии нации. Нации в нашем глобализирующемся мире не имеют надлежащей поддержки и защиты.
Закон развития действует независимо от нас. Океан духовной европейской культуры питается реками культур национальных. У мультикультурных анклавах нарастает угроза обесценивания жизни, и это умножает протестные акции. Что же касается интеграции вглубь и долговечности гиперсистем, то европейским политикам, пожалуй, стоит помнить о словах М. Горбачева, который, размышляя над распадом СССР, вынужден был признать: дескать, если бы он дал больше прав и свобод в развитии союзным республикам, – до развала страны не дошло бы! Требуется мера вещей, поэтому есть ли смысл решать демографические проблемы в Европе за счет ликвидации разнообразия этнических культур и самих наций? Можно искать стимулы для рождения детей, возможности в оздоровлении социума, но они ведь лежат отнюдь не в мультикультурном обществе, тем более, не в обществе с богопротивными однополыми браками.
По нашему мнению, Европейский союз и Совет Европы не выработали адекватной идеи для дальнейшего “осевого” (К. Ясперс), или определяющего культурного и духовного развития. Но этот пробел они могли бы успешно восполнить своей постоянной заботой о европейских нациях – сохранении и развитии их языков, традиций, территорий, исторических ценностей.
Европейскому Союзу, как и Совету Европы следовало бы вернуться к обсуждению перспектив своего сообщества, дальнейшего его развития, а мы здесь предлагаем европейской политической и культурной элите в этом же плане рассмотреть конкретный проект строительства и открытия величественного Музея истории и культуры Европы, пока на уровне идеи.
КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ БЫТЬ ОСУЩЕСТВЛЕН ЭТОТ ПРОЕКТ?
Мы ожидаем прежде всего, что в организационных структурах Евросоюза и Совета Европы уважительно будут изучены наши доброжелательные замечания и вместе с тем обсуждена идея Музея истории и культуры Европы.
При положительном отношении к идее логично допустить, что Евросоюз объявит конкурс на проект музея.
Проектом, на наш взгляд, должна быть предусмотрена научно-исследовательская работа в Музее истории и культуры Европы, им определенным образом будут координироваться исследования хода истории на материке, изучаться современные отношения между цивилизациями и народами. Там будут залы панорамного обзора по разным временам и эпохам, к примеру, широко и убедительно показано великое переселение народов, представлены театры военных действий и т.д. В просторных помещениях хорошо было бы отобразить картину этногенеза, формирование наций, языков, культурных традиций, представить проекты дальнейшего развития культур. Музею понадобятся библиотечные залы и залы для конференций, при этом, следует ожидать, что успешному претворению в жизнь идеи уникального культурного учреждения послужит широко внедренная электронная техника. Безусловно, вблизи музея должны планироваться места отдыха и обслуживания туристов.
При благосклонном внимании к проекту Музея истории и культуры Европы со стороны европейских межправительственных структур и финансировании проекта Евросоюзом, музей со временем может превратиться в величественный дворец, если вообще не в новое чудо света, он будет иметь большое культурно-просветительское и воспитательное значение, поспособствует мирному разрешению конфликтов между народами и цивилизациями на планете. Место для размещения музея должно быть определено высшими органами Евросоюза и Совета Европы.
С уважением –
Василь Яковенко, писатель, публицист, координатор инициативы;
Владимир Шовкошитный, писатель, политолог, доктор философских наук (Украина);
Николай Круковский, профессор, доктор философских наук, член-корреспондент Белорусской академии образования;
Степан Лавшук, профессор, доктор филологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси;
Сергий Гардун, протоиерей, профессор Минской духовной академии;
Максим Стриха, профессор, доктор физ.-мат. наук, писатель, переводчик (Украина);
Алексей Рагуля, проф. культурологии, отличник просвещения Республики Беларусь;
Михаил Сидоржевский, писатель, главный редактор «Украинской литературной газеты»;
Анатолий Тарас, профессор, ученый секретарь ОО «Институт белорусской истории и культуры»;
Леонид Лыч,
профессор, доктор исторических наук;
Эрнест Ялугин, писатель, исследователь национальной истории.
Алексей Микулич, профессор, доктор биологических наук, антрополог, этнолог.
15 ноября 2012 г.
Читайте також |
Коментарі (0) |