Нежин относится к древним городам времен Киевской Руси. Это подтверждают и найденный в 1852 году на окраине города знаменитый Нежинский клад старинных русских монет эпохи киевского князя Владимира (200 монет), и обнаруженный в 1873 году самый крупный на Украине клад римских серебряных динариев IV столетия (1312 штук), так называемый Пашковский клад. На правом берегу Остра, на территории, которую долгое время называли Городком, сохранились следы курганных могильников и городища периода Киевской Руси. Первое письменное упоминание о Нежине можно найти в летописи по Ипатьевскому списку от 1147 года. Большинство ученых-историков, в том числе и украинский историк Н. Н. Петровский, поддерживают гипотезу, согласно которой современный Нежин происходит от древнего города Киевской Руси Уненежа. В XII веке это был укрепленный пункт Черниговского княжества на его юго-восточных рубежах. Вместе с другими городами и селениями княжества он разделил их трагическую судьбу. Тот же монголо-татарский отряд, который во главе с ханом Менгу в октябре 1239 года сжег Чернигов, несколькими днями раньше уничтожил и Уненеж. Спасаясь, оставшееся в живых население опустошенного города бежало в леса. Только через несколько десятилетий разрушенный Уненеж поднялся из пепла.
История Нежина как средневекового феодального города со всеми присущими ему функциями отсчитывается от первой четверти XVII века. Польский король Сигизмунд III в 1625 году возвел на месте старого городища город Нежин, укрепил и сделал его одним из своих форпостов на границе с Россией. Чтобы привлечь сюда население, король даровал “новоосаженному городу” льготные права и вольности, в результате чего Нежин получил возможность быстро расти и развиваться.
В начало 30-х годов XVII века Нежин был окружен высоким земляным валом и глубоким рвом, заполненным водой. Внутри крепости находился каменный замок, построенный по плану французского военного инженера Боплапа. 11 башен и вал с пушками делали крепость неприступной. В городе была кирпичная церковь (очевидно, вначале костел, а затем православная церковь Богоявления), 58 дворов, дом коменданта, погреба для хранения боеприпасов, продовольствия и казны, казармы для гарнизона.
Заселив нежинские земли, польская шляхта стала проводить жестокую политику колонизации: забирала у крестьян лучшие плодородные земли, а их самих превращала в крепостных. Подобно тому, как князь Иеремия Вишневецкий владел всей Полтавщиной, командующий польскими войсками Николай Потоцкий владел до 1648 года почти всей Нежинщиной. Он иначе и не называл Нежин, как “мое нежинское староство”, с которого собирал ежегодно в виде разных поборов до 300 тысяч злотых.
Если учесть, что польская шляхта и католическая церковь пытались уничтожить язык и обычаи украинского парода, насильно окатоличить его, то станет понятно, почему население Нежина неоднократно выражало решительный протест и оказывало сопротивление властям. В 1631 году восстали нежинские казаки во главе с полковником Иваном Балиловцсм, отказавшись впустить в город два полка польских солдат. В 1637 году нежинцы выступили в поддержку восстания крестьян и казаков под руководством П. М. Павлюка. Год спустя нежинский полковник Степан Остряница совершил поход против поляков. (Событие это легло в основу незавершенного романа Н. В. Гоголя “Гетман”, а отдельные мотивы вошли в историческую повесть “Тарас Бульба”). Князь II. Потоцкий бросил значительные силы своих войск на подавление восстания и жестоко расправился с его участниками. На Соборной площади Нежина и вдоль дорог, ведущих к нему, стояли колья и виселицы с замученными повстанцами.
И только в июне 1648 года Нежин был освобожден войсками Богдана Хмельницкого при боевой поддержке нежинских казаков. По указу гетмана он становится полковым городом. В том же 1648 году Нежинский полк совершил поход под Кодак и штурмовал польскую крепость, а летом 1651 года под командованием черниговского полковника Мартина Небабы он вел ожесточенные бои с литовской армией на северных рубежах Украины.
С большим воодушевлением встретило население Нежина весть о воссоединении Украины с Россией. Целая делегация от Нежинского полка во главе с полковником Иваном Золотаренко принимала участие в исторической Переяславской Раде 8 января 1654 года. 23 января этого же года русское посольство во главе с боярином В. В. Бутурлиным прибыло в Нежин и было торжественно встречено народом под колокольный звон церквей и пушечный салют.
На следующий день казаки и население Нежина присягнули на верность России. Церемония проходила на огромной Соборной площади (теперь сквер имени Н. В. Гоголя), у стен Николаевского собора и Троицкой церкви (тогда еще деревянных).
Шляхетская Польша не хотела мириться с утратой Украины. Началась кровавая война между Россией и Польшей. В этой войне плечом к плечу с русской армией сражались и украинские казаки. В феврале 1654 года Нежинский, Черниговский и Стародубский полки под командованием Ивана Золотаренко вместе с русской армией освобождали Минск, Гомель, Речицу, Вильно и другие города Белоруссии и Смоленщины. За верность, союзу с Россией правительство наградило в январе 1661 года Нежинский полк грамотой.
После смерти Богдана Хмельницкого (1657) на Украине между различными слоями казацкой знати началась борьба за власть, особенно в годы гетманства И. Выговского, который был сторонником шляхетской Польши, и И. Брюховепкого - сторонника Турции. Не пользуясь поддержкой народа, оба они проводили политику отрыва Украины от России, раздавали крестьянские земли монастырям, украинской старшине, а самих крестьян провозглашали подданными новых хозяев. В 1658 году с разрешения И. Выговского в Нежине появились польские войска.
Население города и казаки выступили против непрошенных “гостей” и после ожесточенного боя изгнали их из города. Нежинский полк сражался в отрядах народного ополчения под руководством Ивана Богуна. В память об этом событии, а также о Богунском полке, сыгравшем большую роль в гражданской войне, постановлением Нежинского горисполкома бывшая Почекинская улица в 1921 году была переименована в улицу Богуна.
В июне 1663 года в Нежине собралась казацкая Рада для избрания нового гетмана Левобережной Украины. Претендентами выступили полковник Аким Сомко, являвшийся наказным (временным) гетманом, нежинский полковник Василий Золотаренко и кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Брюховецкий.
В отличие от предыдущих рад, состоявших только из казацких старшин, в Нежинской принимало участие много рядовых казаков и крестьян (“черни”). Отсюда название “Черная рада”. Чтобы получить гетманскую булаву, И. Брюховецкий не скупился на обещания быть защитником интересов народных масс. Он склонил на свою сторону даже царских воевод. Казацкая масса не только поддержала И. Брюховецкого, но и бросилась избивать сторонников А. Сомко и В. Золотаренко. Последние скрылись в лагере русских войск. Тогда И. Брюховецкий обвинил А. Сомко и В. Золотаренко в измене и добился их выдачи, а затем повелел казнить их в Борзне. Но, став гетманом, И. Брюховецкий не выполнил своих обещаний. Он попытался настроить народные массы против России, а 1 января 1668 года на созванном в Гадяче совещании потребовал разрыва с Москвой и одновременно отправил своих послов к султану с просьбой принять Украину под власть Турции. Это вызвало возмущение народа. Уличенный в измене, гетман был убит казаками в Диканьке.
В начале XVIII века население Нежина приняло активное участие в борьбе против иноземных захватчиков. Так, в октябре 1708 года Нежинский полк вместе с другими казацкими и русскими войсками защищал город от шведов. В июньские дни 1709 года полк участвовал в разгроме шведов под Полтавой и преследовал остатки разбитой армии Карла XII до самого Днепра. К этому времени относится письмо Петра I нежинскому полковнику Лукьяну Жураковскому, раскрывающее коварное поведение гетмана И. Мазепы перед его встречей с Карлом XII в селе Макошино у Десны.
Как отголосок тех памятных дней сохранилось народное предание, согласно которому в 1708 году к Нежину подошла какая-то шведская воинская часть и потребовала перехода города на сторону Карла XII. Нежинцы решительно отвергли требование шведов, заявив, что они не нарушат присягу па верность России. Тогда враг начал обстрел города из пушек. В боевой схватке активное участие приняли жепщины-казачки: переодевшись в мужские доспехи, надев шапки, они бесстрашно сражались рядом с мужьями.
За героическую борьбу со шведами Петр I наградил пежинцев грамотой и “пожаловал” казачкам право носить мужские казацкие шапки. На эту тему писателями прошлого созданы художественные произведения: повесть И. Г. Кулжинского “Казацкие шапки” (1829), драма А. В. Тупалова “Геройский подвиг нежинских казачек” (1873) и очерк профессора М. Н. Бережкова “Нежинские предания” (1909).
Освободительная война украинского парода 1648 - 1654 годов и воссоединение Украины с Россией способствовали экономическому и культурному развитию Нежина. Во второй половине XVII и в XVIII веке город становится одним из главных центров ремесленного производства и торговли на Левобережной Украине. Здесь возникают кузнечный, ткацкий, гончарный, швейный, обувной, ювелирный и другие цеха. Каждый из них имел свое знамя, свой приход и обычаи. Помимо ремесленных цехов, в городе работали 8 кирпичных заводов, 29 кузниц, 15 ветряных и 7 водяных мельниц, две пивоварни, две солодовни, три селитрянки, две мануфактуры, которые вырабатывали хлопчатобумажные и шелковые ткани. В восьми ремесленных цехах насчитывалось 657 человек мастеровых.
Большого развития достигла торговля, благодаря чему Нежин выдвинулся в число главных торговых центров Левобережья. Здесь трижды в году проводились богатые ярмарки, на которые приезжали купцы с Украины, России, из-за границы. Годовой товарооборот нежинских ярмарок составлял более одного миллиона рублей.
Значительную роль в торговой жизни Нежина того периода сыграли греческие купцы, которые в 1675 году основали здесь свою колонию. С разрешения Богдана Хмельницкого большая группа богатых греков приехала сюда из Греции, захваченной тогда Турцией, на постоянное жительство. Украинский гетман даровал им самоуправление, освободил от налогов и торговых пошлин. Наиболее интересным торговым “делом” предприимчивых греков следует считать соление огурцов. По преданиям, передававшимся из поколения в поколение, греки вырастили на нежинской земле особый сорт огурцов и разработали способ их консервирования. Свои соления и маринады они поставляли даже в Петербург, к императорскому столу.
В конце XVIII века в связи с завоеванием Крыма и Причерноморья значение Нежина как торгового центра Левобережной Украины стало падать. Торговые пути переместились на юг.
В 1782 году Нежин утратил не только свое экономическое, но и административно-военное значение. Он перестает быть полковым городом. Теперь ему была определена роль уездного центра Черниговского наместничества. По указанию Екатерины II в числе других украинских казачьих укреплений в Нежине были уничтожены крепостные стены, башни и бастионы. Остались только замок, развалины церкви Богоявления и окружающие ее каменные помещения, где некогда казаки хранили оружие, боеприпасы, казну и продовольствие.
В 1787 году Екатерина II по пути в Крым остановилась в Нежине, торжественно встреченная хозяевами города и греками-богачами. Увидев развалины Нежинской крепости, императрица осталась довольна: они уже не напоминали ей о вольности казацкой. Довольна была и казацкая старшина, получившая дворянские звания. Ведь это ради ее классовых интересов царица указом от 3 мая 1783 года юридически закрепила крепостное право на Левобережной Украине. Тысячи крестьян были “пожалованы” крупным украинским магнатам: Румянцеву, Разумовскому, Завадовскому и братьям Безбородько, которые жестоко эксплуатировали и угнетали крепостных.
Несмотря на тяжелую жизнь в условиях крепостного права, украинский народ находил в себе силы и возможность сохранять и развивать свою культуру. В основном она выражалась в устном народном творчестве: в песнях и думах кобзарей, лирников, в преданиях, сказках, пословицах, создании архитектурных памятников и в творчестве отдельных писателей.
Древнейшим из сохранившихся до наших дней сооружений Нежина является расположенный на городской площади пятиглавый Николаевский собор. Построен он в 1668 году в стиле украинского барокко. Время оставило свои следы на стенах собора, однако он и сейчас воспринимается как памятник казацкой славы Нежина.
Сохранился и второй памятник архитектуры XVII века. Это усадьба и церковные строения женского Введенского монастыря. Его отличает типичный для монастырей строгий стиль, лишенный каких-либо внешних и внутренних украшений. При монастыре находились гостиница и школа живописи, резьбы по дереву и художественной вышивки.
В Нежине сохранилось много памятников архитектуры XVIII века. Среди них - мужской Благовещенский монастырь, две греческие церкви: архистратига Михаила и Всехсвятская. Все они находятся на территории, на которой ранее располагалась колония греков. На улице Н. В. Гоголя и сейчас возвышается храм Ивана Богослова, а недалеко от бывшего замка - Покровская церковь.
Определенного развития достигло в XVII - XVIII вв. просвещение. Первой школой, открытой в Нежине в 1696 году, была греческая. Она находилась при церкви архистратига Михаила и называлась школой церкви “греческого братства”. Учились в ней в основном дети из греческой колонии. Однако иногда делались и исключения. Так, например, в ней обучался Н. Н. Бантыш-Каменский - известный украинский и русский историк-археограф.
В 1762 году в Нежине открылся частный пансион, где обучали детей дворян, священников, военной знати. В 1782 году стало работать двухклассное народное училище. В 1786 году в городе действовало уже 7 церковноприходских школ, а еще через 3 года начались занятия в уездном и церковном училищах. Вскоре была открыта и женская гимназия.
В этот период в Нежине жили и работали деятели украинской и русской культуры: Р. Л. Ракушка-Романовский, Г. Кописский, Ю. Ф. Лисянский и Н. Н. Бантыш-Каменский. Роман Анисимович Ракушка-Романовский — одна из наиболее интересных и колоритных фигур на Украине второй половины XVII века. Он не был уроженцем Нежина, но более сорока лет прожил в нем, сначала казаком первой полковой сотни Нежинского полка, а затем “генеральным подскарбием”. Падение гетмана И. Брюховецкого и его гибель явились причиной ухода Ракушки с политической арены и отъезда его из Нежина в Стародуб, где он сменил саблю на рясу священника.
По мнению большинства украинских историков, Р. А. Ракушка-Романовский является автором известной “Летописи Самовидца”. В ней в живых, подчас художественных образах воссоздал он широкую картину общественно-политической, бытовой и культурной жизни Левобережной Украины 40-90-х годов XVII века.
Нежин - родина украинского писателя, церковного и культурного деятеля XVIII века Георгия Конисского. В одном из своих стихотворений он писал: “Град Нежин - колыбель, а Киев - мой учитель”. В Нежине он получил начальное и среднее образование, учился в Киевской духовной академии, в которой впоследствии стал ректором. Преподавательскую деятельность он совмещал с литературной работой. В 1746 году Г. Конисский написал трагикомедию “Воскресение мертвых”. Несмотря на религиозную оболочку, драма, включавшая 5 бытовых интермедий, вскрывала социальные противоречия между казацкой верхушкой и рядовыми казаками. Став архиепископом Белоруссии, Г. Конисский вел настойчивую борьбу с униатской церковью, которую насильно навязывала шляхетская Польша белорусскому и украинскому народам.
Особое место в развитии отечественной культуры и науки занимает уроженец Нежина Юрий Федорович Лисянский. Он известен как выдающийся мореплаватель, один из руководителей первого русского кругосветного морского путешествия, осуществленного им вместе с И. Ф. Крузенштерном в 1803—1806 гг. на кораблях “Надежда” и “Нева”. Родился Ю. Ф. Лисянский в семье нежинского священника. Высшее морское образование получил в Петербургском морском корпусе. Дослужился до чина капитана I ранга. Результаты путешествия и научных исследований Ю. Ф. Лисянский обобщил в знаменитом научном труде “Путешествие вокруг света”, который он издал на личные средства в 1812 году. Своей работой Ю. Ф. Лисянский положил начало новой отрасли в отечественной науке - океанологии. Его именем назван один из островов в Тихом океане. Нежинцы с благодарностью воздвигли своему славному земляку памятник в центре города, недалеко от домика, где он родился. На памятнике надпись: “Первопроходцу русского кругосветного путешествия от земляков”.
Николай Николаевич Бантыш-Каменский — украинский и русский дворянский историк и археограф. Родился в Нежине в семье дворянина. Став историком, подготовил ряд сборников документальных материалов, которые содержат в себе ценные сведения по истории России и Украины XV—XVIII вв. Бантыш-Каменский — автор “Истории об Унии”.
<<< назад (страница 4) дальше >>>
Во второй половине XIX века на Украине и в частности на Черниговщине шел процесс формирования капиталистических отношений. В Нежине появляются первые заводы, такие как меднолитейный братьев Черновых, мыловаренный, кирпичный, кожевенный, махорочная и суконная фабрики, булочные и кондитерские цеха. Ветряные и водяные мельницы обеспечивали население мукой простого помола. Меднолитейный завод изготовлял посуду для водочных и сахарных заводов, отливал колокола для церквей Черниговской и Полтавской губерний.
Капиталисты Нежина - Черновы, Дьяченко и другие захватили в свои руки оптовую торговлю различными товарами, скупили у греков, которые покидали Нежин, складские помещения, магазины и даже дома.' Один из таких домов сохранился до наших дней. Находится он на углу улиц Ленина и Гребёнки и известен под именем “дома Чернова”. В действительности же это памятник греческой бытовой архитектуры XVII века и как таковой находится под охраной государства.
Особое место занимала в XIX веке консервная промышленность Нежина. После переселения крупных греческих купцов в Одессу и другие южные города России производство нежинских солений перешло к местным украинским торговым фирмам. Развитие этого рода промышленности вызвало расцвет бондарного ремесла и особого крестьянского промысла - чумачества. При отсутствии усовершенствованных способов передвижения, полном бездорожье такой извозно-торговый промысел обеспечивал крестьянам возможность не только доставки соли из Крыма, вяленой рыбы с Дона, но и вывоз из Нежина хлеба, табака, сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий на юг страны. И. Е. Репин написал впоследствии картину “Нежинские чумаки в дороге”.
В 1785 году Нежинский казацкий полк был преобразован в чисто военную единицу - Нежинский драгунский полк, который принимал непосредственное участие в Отечественной войне 1812 года. Плечом к плечу с русскими воинами казаки полка сражались с наполеоновскими захватчиками, проявляя мужество и героизм. В числе 35 памятников, увековечивших на Бородинском поле подвиги героев битвы, стоит и памятник воинам Нежинского полка.
В разгроме французских войск активное участие принимали и нежинские народные ополченцы из числа помещичьих и государственных крепостных крестьян. Овеянные боевой славой, возвращались они после войны домой как победители. Их встречали колокольным звоном, награждали, а затем... раздавали под расписку хозяевам-помещикам.
Естественно, что подобное положение дел не могло не вызвать обострения классовых противоречий в русском обществе. Желая избавить народ от крепостного гнета, передовые люди России, декабристы выступили в декабре 1825 года против царского самодержавия с оружием в руках. Почти одновременно с восстанием декабристов в Петербурге начался мятеж Черниговского полка на Украине, который после войны 1812 года стоял в Василькове, возле Киева. Однако нерешительность руководителей декабристов и изолированность восставших от других воинских частей, отсутствие прочной связи с народом привели к поражению восстания и в Петербурге, и на Украине.
С Нежином связана судьба двух декабристов: Н. И. Мозгалевского и П. И. Горбачевского. Николай Иосифович Мозгалевский родился в Нежине, в семье помещика, заседателя Нежинского уездного суда. Воспитывался в Нежинском уездном училище, а затем в 1-м кадетском корпусе. Имел чин подпоручика. В 1823 году вступил в Общество объединенных славян, поддерживая связь с декабристами Южного общества. Арестован в 1826 году в Житомире, где находилась его воинская часть. Сидел в Петропавловской крепости. Был приговорен к ссылке на каторгу в Сибирь. Отбывал ее в Минусинске, где рано умер, подорвав здоровье тяжелыми годами непосильного труда.
Иван Иванович Горбачевский родился в селе Переходовка в семье разорившегося дворянина. Начальное образование получил в Нежинском уездном училище. Среднее - в Витебской гимназии. Служил в драгунском полку. С 1822 года - член Общества объединенных славян и Южного общества. Сторонник цареубийства. До суда находился в Петропавловской крепости. Был приговорен к 20 годам каторги, которую отбывал на Нерчинских рудниках. Написал “Записки и письма” - ценнейший материал для изучения истории Общества объединенных славян.
В первой половине XIX века Нежин становится одним из значительных культурных центров Украины. В 1820 году здесь открывается гимназия высших наук. По своему уставу она приравнивалась к университетам, кое в чем напоминала Царскосельский лицей. Нежин приобрел значение университетского города и стал единственным в России уездным городом, который имел свое высшее учебное заведение.
За двенадцать лет существования гимназии было 8 выпусков. Ее закончило 105 человек. Среди них великий русский писатель Н. В. Гоголь, писатели Е. П. Гребёнка, В. Н. Забила, Н. В. Кукольник, ученый-философ П. Г. Редькин и другие. В 1909 году в связи со 100-летием со дня рождения Н. В. Гоголя на здании гимназии была установлена мемориальная доска: “Здесь учился Гоголь с мая 1821 по июнь 1828 года”.
Стремясь подавить распространение революционных идей декабристов среди молодежи (“Дело о вольнодумстве”), власти решили изменить профиль нежинской высшей школы. В 1832 году она была реорганизована в физико-математический лицей, а в 1840 году - в юридический. Их выпускниками были известный украинский баснописец Л. И. Глибов, украинский и русский писатель и этнограф А. С. Афанасьев (Чужбинский), основатель новой белорусской реалистической литературы Ф. К. Богушевич, поэт и переводчик Н. В. Гербель, известные инженеры, основоположники русской школы мостостроения Д. И. Журавский и П. И. Собко. В 1875 году на базе юридического лицея был создан Нежинский историко-филологический институт, который готовил учителей для классических гимназий. Из его стен вышли известные ученые - Е. Ф. Карский, Н. С. Державин, Н. Н. Петровский, И. Н. Кириченко, В. И. Резанов и другие.
Значительный интерес представляет само здание бывшей гимназии высших наук.. Оно построено в 1805 - 1817 годах и является ценным произведением архитектуры в стиле классицизма. Это монументальное трехэтажное сооружение, фасад которого украшают 12 стройных белых колонн (студенты называли его “белым лебедем”). Построена гимназия по проекту известного академика архитектуры Алоиза Ивановича Руска.
Сейчас в бывшем здании гимназии высших наук располагается Нежинский педагогический институт имени Н. В. Гоголя. Здесь находятся музей великого русского писателя, комната истории института и картинная галерея, костяк которой составляет коллекция картин русских и западноевропейских художников XVI - XVIII вв. В 1970 году в связи со 150-летием со дня основания Президиум Верховного Совета СССР наградил институт орденом Трудового Красного Знамени.
С Нежином и нежинщиной связаны имена великих деятелей украинской и русской культур, в разное время побывавших тут. В 1768 году, совершая путешествие по Украине, Нежин посетил Г. С. Сковорода - украинский философ и поэт. Дважды побывал в Нежине А. С. Пушкин: первый раз - во время ссылки на юг в 1820 году, вторично — в 1824 году, возвращаясь из ссылки в с. Михайловское под надзор полиции. Во время поездки из Петербурга в Одессу в 1825 году в Нежине останавливался великий польский поэт Адам Мицкевич. В сентябре того же года, направляясь на Кавказ, в Нежине сделал остановку А. С. Грибоедов. Весной 1838 года на Украину приезжал набирать певчих для петербургской хоровой капеллы композитор М. И. Глинка. На пути из Чернигова в Качановку он заезжал в Нежин. Второй раз он побывал здесь вместе с известным украинским певцом и композитором С. С. Гулаком-Артемовским, направляясь в Петербург.
Не миновал Нежина и Т. Г. Шевченко. Он приехал сюда в феврале 1846 года с поэтом А. С. Афанасьевым (Чужбинским) и пробыл здесь 12-16 февраля, подружившись с питомцем лицея Н. В. Гербелем, будущим переводчиком “Кобзаря” на русский язык. Он же стал первым библиографом великого поэта.
В 40-х годах XIX в. в Нежинском уездном училище преподавал рисование И. М. Сошенко - украинский художник, принимавший участие в освобождении Т. Г. Шевченко из крепостной неволи и определении его в Академию художеств. В августе 1886 года в Нежине побывал, направляясь в Качановку для работы над картиной “Запорожцы”, И. Е. Репин.
Город лежал и на пути “хождения по Руси” А. М. Горького. Писатель посетил его летом 1891 года по дороге из Прилук в Чернигов. Сугубо деловые вопросы государственной важности привели в Нежин еще одного писателя - Н. Г. Гарина-Михайловского. Он проектировал и строил узкоколейную дорогу Круты - Чернигов, благодаря которой Нежин получил в 1895 году железнодорожное сообщение с Черниговом.
Вторая половина XIX и начало XX века характеризовались дальнейшим обострением классовой борьбы. Крестьянство не было удовлетворено земельной реформой 1861 года. На Черниговщине особенно активно выступили против нее крестьяне села Безугловка Нежинского уезда. Губернские власти бросили против восставших три батальона солдат. Восстание было жестоко подавлено. В мае 1904 года по селам Нежинщины прокатилась новая волна выступлений. Более трехсот вооруженных крестьян села Володькова Девица (ныне село Красные Партизаны) вышли в поле, захватили и вспахали около ста десятин помещичьих земель и выпустили свой скот на луга княгини Долгоруковой. Правительство вновь послало против бунтарей солдат и казаков.
Революционные выступления крестьян оказали сильное влияние на рабочих и ремесленников Нежина, а также на студенческую молодежь. В конце 1902 года в городе бастовали слесари, столяры и портные. Ленинская “Искра” посвятила этим событиям материалы в двух номерах, особенно выделив победу портных. Значительным событием в политической жизни Нежина было создание в 1904 году группы РСДРП, которая объединяла в своих рядах 12 человек.
Кровавая расправа царского правительства над мирной демонстрацией петербургских рабочих 9 января 1905 года вызвала гнев и возмущение у студентов Нежинского историко-филологического института. Вот что писала об этом большевистская газета “Вперед”: “В историко-филологическом институте во время лекции профессора М. И. Мандеса раздались возгласы протеста против правительства, появились прокламации, разлиты какие-то зловонные вещества. Около двухсот человек вышли на улицы и прошли через город с революционными песнями. Полиция, захваченная врасплох, не успела предпринять какие-нибудь меры”.
Летом 1905 года Гоголевский сквер стал свидетелем новой мощной демонстрации молодежи города, требовавшей уничтожения самодержавия. Однако то, чему стали свидетелями нежинцы в октябрьские дни 1905 года, превзошло все ранее ими виденное. 18 октября под руководством группы РСДРП состоялась политическая демонстрация, в которой приняло участие около трех тысяч рабочих, студентов, военнослужащих, представителей интеллигенции. Демонстранты выступили с красными знаменами под лозунгом “Долой царя!”, уничтожили его портреты в кабинете прокурора окружного суда и в помещении технического училища, а затем направились к зданию тюрьмы, чтобы освободить заключенных. Но путь им преградила полиция. Тогда демонстранты двинулись к институту на митинг. Выступавшие вскрывали лживость царского манифеста 17 октября и призывали к борьбе за демократические права и свободы.
На следующий день, 19 октября, реакционные силы города (черносотенцы, купцы, уголовники и переодетые полицейские) совершили погромы среди еврейского населения и террористические акты по отношению к участникам демонстрации, особенно прогрессивным студентам. Однако революционный дух народа не был сломлен, борьба продолжалась. По-прежнему одним из центров научной мысли в Нежине оставался историко-филологический институт. Здесь работали виднейшие ученые-слависты нашей страны — профессора Н. А. Лавровский, Р. Ф. Брандт, А. С. Будилович, М. И. Соколов, М. Н. Сперанский, К. Ф. Радченко, Г. А. Ильинский и другие. Благодаря их научным трудам Нежинский институт в 80—90-х годах становится одним из центров славистики в России.
Яркой страницей в культурной жизни города стали выступления коллективов профессиональных украинских театральных трупп М. П. Старицкого, М. Л. Кропивницкого и И. К. Карпенко-Карого. На сценах Народного дома, Летнего театра (ныне имени Т. Г. Шевченко), Дома дворянского собрания неоднократно выступали известные артисты П. К. Саксаганский, Н. К. Садовский, И. А. Марьяненко.
Долгое время в Нежине жила знаменитая украинская актриса Мария Заньковецкая. Родилась она в селе Заньки, недалеко от Нежина, в семье помещика Адасовского. Училась в Нежинском частном пансионе мадам Шерр.
Впоследствии, будучи уже известной актрисой, М. К. Заньковецкая очень много делала для распространения знаний и достижений передовой театральной культуры среди широких слоев трудового люда. С ее помощью в Нежине были созданы народный хор, симфонический оркестр и украинский театр.