реклама партнерів:
Головна › Новини › ПОГЛЯД

"Столичный след" в деле Француза

23 июня 2007 года в Киеве произошло событие, которое произвело, без преувеличения, эффект разорвавшейся бомбы. Но не в самой столице, а в Черниговской области. Поскольку имело самое непосредственное отношение именно к ней.
В этот день сотрудниками управления СБУ в Черниговской области в Киеве были задержаны сначала Виктор Француз, а затем и его родной брат – Владимир Француз, который является никем иным, как председателем Козелецкой районной государственной администрации в Черниговской области. Буквально три дня спустя Новозаводской суд Чернигова избрал для обоих братьев мерой пресечения взятие под стражу. Что же было инкриминировано Владимиру и Виктору Французам?
Официальное обвинение апеллирует к ст. 368, ч. 3 УК – “получение взятки в особо крупных размерах путем вымогательства”. По версии СБУ и прокуратуры Владимир Француз вымогал у некоего киевского предпринимателя 600 тысяч долларов за выделение 12 гектаров земли в Козелецком районе Черниговщины. Тот, после передачи “первой порции” в 150 тысяч долларов, обратился в СБУ. При передаче “порции” второй – уже в 50 тысяч и был задержан Виктор Француз, которого брат Владимир якобы сделал посредником... Затем настал черед брата.

В свою очередь, Виктор Француз заявляет, что полученные им деньги – часть оплаты за земельный участок в Киевской области, который он и вправду продавал. Виктор—предприниматель и его деятельность действительно связана с торговлей недвижимостью. Владимир же Француз категорически отрицает как факт получения взятки, так и факт ее вымогательства. По его словам все случившееся – провокация, тщательно спланированная и организованная против него руководством прокуратуры и СБУ Черниговщины, с руководством которой у Француза не сложились отношения.

Для довідки:
Француз Володимир Іванович, 1953 року народження голова Козелецької районної державної адміністрації, член партії "Народний Союз Наша Україна", проживає в місті Острі Козелецького району Чернігівської області, чл. НСНУ (з 2005); Козелецька райдержадмін., голова (з 03.2005); деп. Черніг. облради (з 04.2006), кер. фракції від блоку "Наша Україна". Українець. Батько (1927-2000) - заст. голови Остерської міськради; мати (1927-1995) - учитель; дружина (1954) - учитель Остерської музшколи; дочка (1979) - держслужбовець; дочка (1984) - студентка Черніг. держ. пед. ун-ту; син (1993) - гімназист. Осв.: Черніг. держ. пед. ін-т ім. Т. Шевченка (1970-77), учитель фізики та праці; Нац. академія держ. управління при Президентові України (2-й курс). 03.2006 кандидат в нар. деп. України від Блоку "Наша Україна", №179 в списку. На час виборів: голова Козелецької райдержадмін., чл. НСНУ. З 04.1976 - контролер, майстер, нач. бюро тех. контролю, ст. майстер, Остерський з-д "Радіодеталь" Київ. ВО ім. С.П.Корольова. Деп. Остерської міськради (1990-94). Захопл.: музика, спорт, нумізматика.

В этой истории есть множество странностей, нестыковок и неувязок. В частности, “цена вопроса”. Взятка в ШЕСТЬСОТ тысяч долларов за ДВЕНАДЦАТЬ гектаров в КОЗЕЛЕЦКОМ районе Черниговской области?! При том, что даже руководство прокуратуры, пусть и, как говорится, “сквозь зубы” признает, что вся земля выделялась законно, без нарушений? Вы верите в то, что за ТАКОЙ землеотвод хоть кто-то мог затребовать ТАКИЕ деньги? Вы большой любитель фантастики?

А вот, кстати, земельный участок в Киеве или Киевской области именно столько как раз и мог стоить. Мог и больше. Так что в заявлениях Виталия Француза странности как раз нет.

Заявитель по делу о взятке – киевлянин (довольно одиозная личность, о нём отдельный разговор). Оба эпизода “передачи взяток” имели место, по его же утверждению, в Киеве и Киевской области. Задержаны подозреваемые в столице, где один из них – Виталий Француз и проживает. Так почему же следствие ведет прокуратура Черниговской области? Согласно целому ряду статей Уголовно-процессуального кодекса Украины дело должна расследовать прокуратура Киева. Однако, стоило адвокату обвиняемых обратиться с ходатайством о передаче дела по подследственности, как Черниговская областная прокуратура встала "нерушимой стеной, обороной стальной“– мол, только они могут обеспечить объективное расследование дела. Объективное или НУЖНОЕ?

Вот тут мы подходим, собственно, к интереснейшему моменту – действиям Черниговской областной прокуратуры. Странностей в этом моменте никак не меньше. Их тут столько, что начинаешь задумываться – а не является ли вообще Генеральная прокуратура тем центром, из которого, собственно, и исходят все нити этой, более, чем сомнительной истории? Судите сами: прежде всего – любому журналисту известно, как “легко” добиться от работников прокуратуры комментария по любому, пусть даже и самому пустяковому делу. Стоит попытаться пообщаться с кем-либо из прокурорских вне официальных мероприятий – пресс-конференций, брифингов – и тут же на их суровые уста ложится печать гробового молчания. В худшем случае алчущий информации борзописец услышит пространную лекцию о тайне следствия и конституционных правах граждан – и ничего более. В самом лучшем – нечто вроде строк из незабвенной песни советских времен: “...кто-то кое где у нас порой...”. То есть примерно так: “... в отношении гражданина N, сотрудника одного государственного учреждения есть подозрения в отношении совершения им противоправных действий...”. Да и то – подобные “проколы” иногда возможны у работников прокуратуры “низового” уровня, молодых и неопытных. Матерые же прокуроры городского, областного и республиканского уровней хранят молчание египетских Сфинксов, неизменно посылая соискателей... в пресс-службу.

В случае же с Владимиром Французом дело обстоит совершенно иначе – прокурор области прямо-таки рвется выплеснуть информацию, из кожи вон лезет, чтобы довести до ведома всех и каждого: “Француз – взяточник, взяточник, взяточник!”. И до лампочки ему презумпция невиновности, те самые положения Конституции Украины, согласно которых назвать преступником человека может только суд, а обнародовать сей вывод допустимо лишь после того, как все сроки апелляций и обжалований прошли, и приговор окончательно вступил в законную силу. В своем интервью местному изданию “Вестник” от 12 июля 2007 года Анатолий Василевский заявляет совершенно однозначно: “Француз – преступник!”.

После всего этого, право начинаешь задумываться: а не является ли правдой озвученная самим Французом версия, согласно которой все происшедшее – банальнейшая “подстава”. Причина ее в конфликте, возникшем у чрезмерно принципиального главы районной администрации как раз непосредственно с областной прокуратурой. Версия сводится действительно к утверждению того, что взятка (которой не было!) не более чем провокация в исполнении областных СБУ, прокуратуры и заезжего киевского афериста.

А теперь ответьте – будет ли подобным образом вести себя взяточник, человек, занимающийся “теневыми” операциями с землей, которому как раз и надо любой ценой заиметь хорошие отношения с представителями контролирующий органов, с прокуратурой – прежде всего? “Да на тебе землицы, гражданин начальник, бери, но помни – мы теперь “в замазке”! – именно так поступил бы человек, нечистый на руку, обратись к нему с подобной просьбой прокурор. И уж, во всяком случае, не стал бы ввязываться в “боевые действия” с прокуратурой, а старался бы решать все вопросы с ее представителями полюбовно. Француз, будучи человеком, по отзывам даже собственных доброжелателей “чрезмерно принципиальным” так не поступил. И оказался в СИЗО...

И, наконец, еще одна, крайне немаловажная деталь этого дела: Владимир Француз ЗНАЛ, что против него готовится провокация. 6 июня 2007 года по ряду адресов им было направлено следующее заявление, которое мы ниже приводим

ДОСЛОВНО:

Голові Чернігівської обласної
державної адміністрації

М. І. Лаврику
Начальнику обласного управління СБУ
М. О. Роговому
Начальнику обласного управління
МВС України
В. В. Новікову

ЗАЯВА

Мені стало відомо, що в зв`язку з моєю принциповою позицією щодо відведення земель державної власності готується провокація передачі мені хабара з метою дискредитувати і зганьбити як людину, голову райдержадміністрації та одного з керівників обласної організації партії “Наша Україна”.
Прошу вашого втручання і захисту моєї честі і гідності. За собою залишаю право у випадку провокації діяти усіма можливими засобами.

З повагою
Голова Козелецької районної
державної адміністрації В. І. Француз

Впрочем, одной только этой версией возможные объяснения происшедшего 23 июня не исчерпываются. Есть и другие. По ним братья Французы стали жертвой очень сложного “расклада”. В нем намешаны изрядно криминалитет, политики и разного рода бизнесмены. Корни этого расклада уходят в Киев к одному из главных фигурантов "столичного следа".

Им является сам заявитель по «делу Француза». Это — некий Тарас Петрович Чекурда. Сведений об этом господине нам удалось собрать не так уж много, но задуматься они заставляют крепко... Прежде всего, он является однокурсником заместителя прокурора Черниговской области г-на Седлецкого. Да-да, они в свое время вместе обучались на юридическом факультете и с тех пор поддерживают между собой весьма близкие отношения. Кроме того, г-н Чекурда представляется руководителем службы безопасности хорошо известной в Украине фирмы «Фокстрот». Как нам удалось установить, в круг его обязанностей входит «взаимодействие с правоохранительными органами» и вообще разрешение всякого рода ситуаций (естественно, прежде всего, конфликтных), либо связанных с криминалом, либо стоящих на грани такового. При этом — путями не юридическими, а, как бы это правильнее выразиться... скорее, «нетрадиционными». Что греха таить — в Украине, где чуть ли не весь бизнес ходит «по краю закона», такого рода специалисты имеются в большинстве серьезных компаний. Как правило, все они — либо бывшие сотрудники «органов», либо — напротив, выходцы из криминального мира. Или одновременно и то, и другое...

К каковой когорте принадлежит господин Чекурда, нам пока установить не удалось. Однако выяснилась другая, крайне пикантная деталь. Дело в том, что из достоверных источников внутри «Фокстрота нам сообщили, что деньги Чекурде выдавал лично директор группы компаний «Фокстрот» Дигам Георгий Маркович, бывший депутат Киевского горсовета и при этом гражданин Израиля – человек, близкий к криминальному окружению покойного преступного авторитета «Рыбки». В кассовой книге напротив суммы 200,000 в графе примечание написали: «на спецоперацию для Ч.» А еще в нескольких ситуациях сей господин представлялся ни кем иным, как родным «племянником Татьяны Корняковой». Да, да, той самой — заместительницы Генерального прокурора Украины. Мы никоим образом не беремся утверждать, что господин Чекурда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОСТОИТ В РОДСТВЕ со столь высокопоставленной персоной с Резницкой, однако то, что он позволяет себе о таковом родстве заявлять — факт...

Подобные рассуждения и факты вплотную подводят нас к самой сложной из версий о «столичном следе». Согласно ней, КТО-ТО на самой верху поставил себе целью освободить место главы не Козелецкой районной, а Черниговской областной государственной администрации. Что, кстати говоря, все-таки и произошло. Фактически, «дело Француза» стало тут последней каплей. Напомним — комиссия из Киева, сформированная из сотрудников Секретариата президента и возглавляемая предшественником Николая Лаврика на посту губернатора Черниговщины Николаем Бутко, прибыла туда едва ли не сразу после ареста Француза. Николай Лаврик отреагировал на это написанием заявления об отставке «в связи с невозможностью выполнять свои обязанности». Внеочередная сессия облсовета встала за губернатора горой, прося у президента и премьер-министра оставить Лаврика на его посту. Все оказалось напрасным — уйти пришлось не только Николаю Лаврику, но и, вслед за ним, еще десяти главам районных администраций Черниговщины. А «камнем», вызвавшим эту «лавину», приведшую к полной смене власти в области стал арест Владимира Француза...

Совпадение? Или же, как считают многие, все это части сложной многоходовой комбинации, в которой нашлось место всему: чьим-то политическим и карьерным амбициям, застарелой прокурорской обиде, а главное — бизнес-интересам тех людей, что, невидимыми, стоят зачастую за действиями и прокуратуры, и власти? А уж при реализации подобных комбинаций судьбы отдельных людей ценятся меньше разменной монеты, меньше, чем ничего...

Мы продолжаем следить за судьбой Владимира и Виктора Французов, за всеми перипетиями этого запутанного дела, и будем впредь информировать о них своих читателей.


Глеб Плескач
По материалам издания "Криминал и компромат"
Джерело: http://cripo-ua.com






Коментарі (0)
avatar