АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ УКРАИНЫ
15-Бер-15 7459 0
Киселица И.М., к. филос. н., доцент,
вице-президент холдинга "Чексил"
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться…» [1, с.122]. Эти слова как нельзя лучше подходят и для оценки государства, которое лишь тогда, действительно, чего-то стоит, если оно умеет защищаться. С целью защиты государства создаются Вооружённые силы и промышленность, способная производить наступательные и оборонительные вооружения, средства защиты, снаряжение, обмундирование и т.п.
А поскольку всякое Дело начинается со Слова, ибо «в начале было Слово», то и деятельность по защите страны должна начинаться со «Слова», в данном случае, - с военно-экономической политики. Впервые упоминание о такой содержится в Военной доктрине Украины разработанной в 2004 году [2]. Последние изменения в доктрину внесены в июле 2012 года [3]. Положения Военной доктрины конкретизированы в целом ряде Законов Украины: «Про основи національної безпеки України» [4]. «Про організацію оборонного планування» [5], «Про оборону України» [6]. Следует отметить, что в отличие от такого рода документов, принятых в США и РФ, отечественная военная доктрина – документ абстрактный и чисто формальный. В ней не названы конкретные военные опасности и угрозы, не определена военная политика и пути развития военной организации на современном этапе.
События 2014 года – Майдан, оккупация Россией Крыма, «отечественная война» на Донбассе – были причиной пересмотра военных доктрин основными мировыми державами. Однако украинские должностные лица пока не пересмотрели Военную доктрину Украины в связи с событиями внутри страны и изменившейся в 2014 году международной обстановкой. Не разработана программа военно-экономического развития Украины и даже концептуально не определено место предприятий разных форм собственности в ресурсном обеспечения армии. Государственный план производства и поставок продукции для нужд обороны отсутствует; все поставки осуществляются в соответствие с требованиями Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» [7]. Однако действие данного закона следовало бы ограничить закупками товаров, работ и услуг гражданского назначения. Закупки для нужд вооруженных сил и других воинских формирований необходимо бы проводить на основе особых правил, как это делается в странах Североатлантического региона. Так, в США при закупках продукции военного назначения применяются особые процедуры, изложенные в Дополнении к своду правил государственных закупок для нужд национальной обороны. Доминирующей формой торгов в этой сфере являются «закрытые» торги. Федеральный закон «О военном производстве» допускает 17 исключений, предоставляющих право Министерству обороны размещать контракты на таких торгах. Заказы на изготовление систем вооружений, средств связи, военного имущества и снаряжения размещаются только на национальных предприятиях. Данное правило распространяется и на процедуры закупок комплектующих и сырья, из которых изготавливаются изделия[8,9].
Особый порядок применятся и при размещении заказов на изготовление военной униформы. Боевые действия при современном уровне развития средств обнаружения и распознавания требуют униформы, которая должна обеспечить максимальную защиту солдата, его маскировку и свободу передвижения. Для армии США национальные заводы изготавливают мембранную ветро-влаго-холодо защитную дышащую одежду на основе современных технологий, синтетических материалов, мембран Gore Tex, Din Tex, Pro Line. Она позволяет эффективно противостоять ветру, влаге, холоду и эффективно отводит испарения на поверхность. Вся ткань, которая используется для изготовления этой одежды, производится на специализированных заводах, утвержденных правительством США.
В Украине системный подход к организации производства военной униформы пока отсутствует. Интендантские службы считают, что приобретая обмундирование для нужд обороны по самым низким ценам, они выполняют великую работу. Национальные предприятия, вместо того, чтобы выполнять военные заказы, простаивают. Так, акционерное общество «Камвольно-суконная компания «Чексил» (г. Чернигов), за весь 2014 и на 2015 год не получила ни одного заказа на изготовление обмундирования для нужд АТО. Компания же может производить продукцию, которая крайне необходима армии - шерстяные и синтетические ткани для униформы и пряжу. Но, к сожалению, ни центральные, ни местные власти не проявляют к этому интереса. В результате, на тендерах осуществляются государственные закупки униформы, как правило, пошитой из ткани, произведенной в Беларуси, России, Китае и Южной Корее. Так, обмундирование для бойцов АТО изготавливается в основном из камуфляжных тканей «Грета» Могилевского ОАО «Моготекс», тканей саржевого переплетения, «рип-стоп» и плащевых тканей китайского и южнокорейского производства. При пошиве униформы для погранвойск, министерства обороны и министерства внутренних дел, службы исполнения наказаний, железной дороги используются полушерстяные ткани, произведенные Минским ОАО «Камволь», ООО «Брянский камвольный комбинат» и китайскими предприятиями. Швейники объясняют свои действия тем, что ткань названных производителей дешевле. Да, китайские ткани - дешевле. Но национальный производитель тканей создает рабочие места, платит налоги в бюджет Украины, выплачивает льготные пенсии работницам, содержит общежития и социальную сферу. Но почему-то правительство этого не видит и в погоне за дешевизной поддерживает недобросовестную конкуренцию.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть следующее: правительство пока лишь на словах говорит об особом положении в стране, на деле - не приняты надлежащие меры, направленные на организацию производства для нужд обороны на отечественных предприятиях. Военные заказы дали бы возможность задействовать простаивающие производственные мощности, восстановить рабочие места и вернуть людей из заработков в России и Западной Европе.
Литература:
1. Ленин В.И. Доклад на Объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов 22 октября 1918 г.//ПСС, т.37. Издательство политической литературы -1969.
2. Указ Президента України «Про Воєнну доктрину України» 15 червня 2004 року № 648//Портал http://zakon2.rada.gov.ua
3. Указ Президента України «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 8 червня 2012 року «Про нову редакцію Воєнної доктрини» № 390/2012 від 08.06.2012//Портал http://zakon2.rada.gov.ua.
4. Закон України «Про основи національної безпеки України» // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2003, № 39, ст. 351.
5. Закон України «Про організацію оборонного планування» // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2005, № 4, ст. 97.
6. Закон України «Про оборону України»// Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1992, № 9, ст. 106.
7. Закон України «Про здійснення державних закупівель»//Відомості Верховної Ради (ВВР), 2014, № 24, ст.883)
8. Лобанова Е., Шелемина И. Госзаказы и контракты в системе государственного регулирования // Вопросы экономики. 1991. N 7, с. 96 - 100.
9. Каранатова Л.Г.Правила и особенности организации государственного заказа в США// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 3, с.311-314.
вице-президент холдинга "Чексил"
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться…» [1, с.122]. Эти слова как нельзя лучше подходят и для оценки государства, которое лишь тогда, действительно, чего-то стоит, если оно умеет защищаться. С целью защиты государства создаются Вооружённые силы и промышленность, способная производить наступательные и оборонительные вооружения, средства защиты, снаряжение, обмундирование и т.п.
А поскольку всякое Дело начинается со Слова, ибо «в начале было Слово», то и деятельность по защите страны должна начинаться со «Слова», в данном случае, - с военно-экономической политики. Впервые упоминание о такой содержится в Военной доктрине Украины разработанной в 2004 году [2]. Последние изменения в доктрину внесены в июле 2012 года [3]. Положения Военной доктрины конкретизированы в целом ряде Законов Украины: «Про основи національної безпеки України» [4]. «Про організацію оборонного планування» [5], «Про оборону України» [6]. Следует отметить, что в отличие от такого рода документов, принятых в США и РФ, отечественная военная доктрина – документ абстрактный и чисто формальный. В ней не названы конкретные военные опасности и угрозы, не определена военная политика и пути развития военной организации на современном этапе.
События 2014 года – Майдан, оккупация Россией Крыма, «отечественная война» на Донбассе – были причиной пересмотра военных доктрин основными мировыми державами. Однако украинские должностные лица пока не пересмотрели Военную доктрину Украины в связи с событиями внутри страны и изменившейся в 2014 году международной обстановкой. Не разработана программа военно-экономического развития Украины и даже концептуально не определено место предприятий разных форм собственности в ресурсном обеспечения армии. Государственный план производства и поставок продукции для нужд обороны отсутствует; все поставки осуществляются в соответствие с требованиями Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» [7]. Однако действие данного закона следовало бы ограничить закупками товаров, работ и услуг гражданского назначения. Закупки для нужд вооруженных сил и других воинских формирований необходимо бы проводить на основе особых правил, как это делается в странах Североатлантического региона. Так, в США при закупках продукции военного назначения применяются особые процедуры, изложенные в Дополнении к своду правил государственных закупок для нужд национальной обороны. Доминирующей формой торгов в этой сфере являются «закрытые» торги. Федеральный закон «О военном производстве» допускает 17 исключений, предоставляющих право Министерству обороны размещать контракты на таких торгах. Заказы на изготовление систем вооружений, средств связи, военного имущества и снаряжения размещаются только на национальных предприятиях. Данное правило распространяется и на процедуры закупок комплектующих и сырья, из которых изготавливаются изделия[8,9].
Особый порядок применятся и при размещении заказов на изготовление военной униформы. Боевые действия при современном уровне развития средств обнаружения и распознавания требуют униформы, которая должна обеспечить максимальную защиту солдата, его маскировку и свободу передвижения. Для армии США национальные заводы изготавливают мембранную ветро-влаго-холодо защитную дышащую одежду на основе современных технологий, синтетических материалов, мембран Gore Tex, Din Tex, Pro Line. Она позволяет эффективно противостоять ветру, влаге, холоду и эффективно отводит испарения на поверхность. Вся ткань, которая используется для изготовления этой одежды, производится на специализированных заводах, утвержденных правительством США.
В Украине системный подход к организации производства военной униформы пока отсутствует. Интендантские службы считают, что приобретая обмундирование для нужд обороны по самым низким ценам, они выполняют великую работу. Национальные предприятия, вместо того, чтобы выполнять военные заказы, простаивают. Так, акционерное общество «Камвольно-суконная компания «Чексил» (г. Чернигов), за весь 2014 и на 2015 год не получила ни одного заказа на изготовление обмундирования для нужд АТО. Компания же может производить продукцию, которая крайне необходима армии - шерстяные и синтетические ткани для униформы и пряжу. Но, к сожалению, ни центральные, ни местные власти не проявляют к этому интереса. В результате, на тендерах осуществляются государственные закупки униформы, как правило, пошитой из ткани, произведенной в Беларуси, России, Китае и Южной Корее. Так, обмундирование для бойцов АТО изготавливается в основном из камуфляжных тканей «Грета» Могилевского ОАО «Моготекс», тканей саржевого переплетения, «рип-стоп» и плащевых тканей китайского и южнокорейского производства. При пошиве униформы для погранвойск, министерства обороны и министерства внутренних дел, службы исполнения наказаний, железной дороги используются полушерстяные ткани, произведенные Минским ОАО «Камволь», ООО «Брянский камвольный комбинат» и китайскими предприятиями. Швейники объясняют свои действия тем, что ткань названных производителей дешевле. Да, китайские ткани - дешевле. Но национальный производитель тканей создает рабочие места, платит налоги в бюджет Украины, выплачивает льготные пенсии работницам, содержит общежития и социальную сферу. Но почему-то правительство этого не видит и в погоне за дешевизной поддерживает недобросовестную конкуренцию.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть следующее: правительство пока лишь на словах говорит об особом положении в стране, на деле - не приняты надлежащие меры, направленные на организацию производства для нужд обороны на отечественных предприятиях. Военные заказы дали бы возможность задействовать простаивающие производственные мощности, восстановить рабочие места и вернуть людей из заработков в России и Западной Европе.
Литература:
1. Ленин В.И. Доклад на Объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов 22 октября 1918 г.//ПСС, т.37. Издательство политической литературы -1969.
2. Указ Президента України «Про Воєнну доктрину України» 15 червня 2004 року № 648//Портал http://zakon2.rada.gov.ua
3. Указ Президента України «Про рішення Ради національної безпеки і оборони України від 8 червня 2012 року «Про нову редакцію Воєнної доктрини» № 390/2012 від 08.06.2012//Портал http://zakon2.rada.gov.ua.
4. Закон України «Про основи національної безпеки України» // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2003, № 39, ст. 351.
5. Закон України «Про організацію оборонного планування» // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2005, № 4, ст. 97.
6. Закон України «Про оборону України»// Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1992, № 9, ст. 106.
7. Закон України «Про здійснення державних закупівель»//Відомості Верховної Ради (ВВР), 2014, № 24, ст.883)
8. Лобанова Е., Шелемина И. Госзаказы и контракты в системе государственного регулирования // Вопросы экономики. 1991. N 7, с. 96 - 100.
9. Каранатова Л.Г.Правила и особенности организации государственного заказа в США// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 3, с.311-314.
Коментарі (0) |